КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН – ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

 

Понятие и становление Конституции Республики Казахстан. Основной закон, как результат социально-экономического, духовного и правового развития общества на определенном этапе является документом, фиксирующим уровень развития демократии, отражающим права и свободы личности в данном обществе, закрепляющим отношение к собственности и формам хозяйствования, характеризующим общественную активность народа и политическую систему, определяющим роль государства в экономической и социальной жизни. Другими словами, конституция не только основной закон государства и общества в целом, но и является политико-правовым документом, обладая высшей юридической силой, являясь нормативной базой для всей системы казахстанского права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства.

Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов.

Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции.

Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства.

Ст.1. Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Ст.2. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан и за Конституцией признается высшая юридическая сила.

Ст.5. Отражается принцип политического и идеологического плюрализма, также регламентируется деятельность общественных объединений.

Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность.

Ст.7,8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов международного права Республика Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами.

Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства.

Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти.

Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов.

Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра.

Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции.

Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры.

Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения.

Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Особенности Конституции Республики Казахстан:

1) По способу принятия и изменения является жесткой

2) По юридической форме - писанная

3) По времени действия - постоянная.

Этапы развития Конституции Республики Казахстан. История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с момента внесения изменений в Конституцию Казахской ССР Законом Казахской ССР «Об учреждении поста Президента» от 24 апреля 1990 года. Это закон не относится к раз­ряду обычных изменений Конституции, каких было немало раньше. Данный закон внес существенное изменение в систему управления государст­вом. Пост Президента учреждался в целях обеспечения глубоких полити­ческих и экономических преобразований, осуществляемых в республике.

Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года.

Декларация провозглашала приоритет законов КазССР над законами СССР, в ней были заложены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и КазССР строятся на договорной основе. Республика самостоятельно решает все вопросы, связанные с административно-территориальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством. Республика имеет право приостанавливать на своей территории дей­ствие законов СССР, нарушающих законы КазССР. Территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждае­мой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия. Без согласия Верховного Совета КазССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы. Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. КазССР самостоятельна в международных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции КазССР. Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 года, которая закрепляла власть Советов.

Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду.

В Декларации отсутствует классовый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государственной власти провозглашался народ.

Таким образом, более чем за год до провозглашения независимости в Казахстане были приняты акты конституционного характера, которые приостановили действие основных норм Конституции СССР. В 1990-1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял законы «О совершенствовании государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года и "О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, которые положили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Согласно первому закону прекратил свое существование Совет Министров, он был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Пол­тора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагропрома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созданы новые органы управления - Госкомитет по экономике, Антимонопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т.д. Введены должности Вице-президента и Генерального прокурора республики. Согласно второму закону - представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках - Председателя Совета; за местными Советами было закреплено местное хозяйство, установлена коммунальная собственность, был определен перечень налогов, поступающих в местный бюджет. В Конституцию были внесены нормы о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Казахская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР, во всех его выс­ших органах власти.

Второй этап конституционного строительства начинается с приня­тия Закона Республики Казахстан «Об изменении наименования Казах­ской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался конституционным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан". В статье 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной. Согласно Главе 2 Закона, граждане республики всех национально­стей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию респуб­лики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объяв­лялся Президент.А что касается, глаы 4 определяет экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казах­ской ССР, законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоре­чили Закону о государственной независимости.

В этот период были приняты ряд конституционных законов, внес­ших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, закон «О граж­данстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые основания приобретения гражданства Республики Казахстан.

Вместе с тем, никакие изменения и дополнения уже не могли ни улучшить, ни приспособить Конституцию союзной республики к требованиям конституции суверенного государства. В связи с этим, еще в июне 1991 года были образованы Конституционная комиссия и рабочая группа по разработке проекта новой Конституции.

Третий этап становления конституционного законодательства Ка­захстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана в январе 1993 года. Конституция 1993 года по новому определила государственный и общественный строй Казахстана. Конституция восприняла многие правовые нормы, принципы и идеи конституционных законов, изданных с момента объявления государственного суверенитета. Также Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., на­пример Верховный Совет оставался однопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представительные органы, сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашенные Конституцией Казахской ССР 1978 г.

В Конституции впервые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство» означающее отделение государства от религиозных объединений и невозможность образования на территории РК как политических, так и культурных автономий. Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и противовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм.

10 декабря 1993 года Верховный Совет республики временно деле­гировал законодательные полномочия Президенту, согласно постановле­ния Конституционного суда, позволившие ему принимать указы, имею­щие силу не только обычного, но и конституционного закона. Такое ре­шение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 года не преду­сматривала такой возможности. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995 года, ныне действующей. Этот этап продолжается на современном этапе.

В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Конституции и к Указу Президента РК "О выборах в Республике Казахстан". Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необходимость уча­стия в выборах, чтобы они были признаны состоявшимися, не менее 50% избирателей.

Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, является основным законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от конституций Монголии, Гвинеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции. Она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти.

Конституция Республики обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (конституционный закон, Указ Президента РК, Постановление Правительства РК, акт регионального правотворчества, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РК говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст.4). Обеспечение юридического верховенства Конституции РК - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля - Конституционному Совету РК.

Конституция РК - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция РК закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы конституционными законами, законами, указами Президента РК, нормативными правовыми актами органов государственной власти РК, она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство РК построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции (ст. 26, 88, 89 и др.). Трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 24). Семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 27 Конституции РК о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РК является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей казахстанской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РК должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране. С точки зрения порядка изменения казахстанская Конституция является «жесткой» (в отличие от «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств - Грузии, Индии и др., где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РК проявляется в процессуальном аспекте. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом случае в порядке, установленном Конституцией. Если Президент Республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Процедуре внесения изменений и дополнений в Основной закон РК посвящены три статьи: подпункт 1) ст. 53, п. 3 и 6 ст. 62 и п. 1 ст. 91, расположенной в Разделе IX Конституции РК «Заключительные и переходные положения.

Таким образом, Конституция Республики, обладающий высшей юридической силой и стабильностью, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти, является актом, положившим начало новому этапу конституционного развития независимого, суверенного государства Казахстан.