Результаты АВС и XYZ-анализов ассортимента

Формирование товарных запасов на основании их оборачиваемости (объемов продаж) по товарным позициям (таблица12).

Результат АВС – анализа

Таблица 12. Исходные данные для АВС-анализа

  Код продукта Продукт Оброт за 1 квартал, руб. Оборот за 2 квартал, руб. Оборот за 3 квартал, руб. Оборот за 4 квартал, руб. Оборот за год
Жокей КЛАССИЧЕСКИЙ 1 528р. 1 500р. 1 100р. 1 505р. 5 633р.
Жокей ТРАДИЦИОННЫЙ 1 302р. 1 400р. 1 101р. 1 650р. 5 453р.
Жокей ПО-ВОСТОЧНОМУ, 1 700р. 1 700р. 1 110р. 2 010р. 6 520р.
Жардин № 3 Ethiopia sidamo, 560р. 600р. 308р.   1 100р. 2 568р.
Жардин №4 Guatemala cloud forest 508р. 600р. 308 р. 1 100р. 2 208р.
Жардин №5 Colambia medelin 780р. 600р. 580р. 1 500р. 3 460р.
Andersen, 1 358р. 1 200р. 890р. 1 250р. 4 698р.
  Carte Noire, 1 540р. 1 280р. 920р. 1 200р. 4 940р.
Московская кофейня на паяхъКоломбо 789р. 1 000р. 595р. 880р. 3 264р.
    Продолжение таблицы 12
   
  Московская кофейня на паяхъ АРАБИКА 740р. 710р. 620р. 1 020р. 3 090р.
Московская кофейня на паяхъ Espresso 740р. 650р. 620р. 1 000р. 3 010р.
  Московская кофейня на паяхъ MOKKO   603р.   600р.   600р.   1 000р.   2 803р.
  Московская кофейня на паяхъ ЦАРЬ ПЕТРЪ 520р. 500р. 350р. 1 200р. 2 570р.
Черная карта 548р. 505р. 380р. 1 350р. 2 783р.
Paulig classic 420р. 500р. - р. 1 000р. 1 920р.
Paulig Arabica 2 654р. 2 500р. 2 300р. 2 500р. 9 954р.
Paulig Espresso, Натуральный кофе в зернах 2 890р. 2 500р. 2 410р. 2 500р. 10 300р.
             
Jacobs monarh 1 892р. 1 700р. 1 200р. 1 502р. 6 294р.
Петр Великий АРАБИКА 1 645р. 1 505р. 1 205р. 1 340р. 5 695р.
LEBO COFFEE, АРАБИКА 1 357р. 1 200р. 1 200р. 1 205р. 4 962р.
  Итого         95385р.

 

 

В таблице 13 проведены расчеты процентной доли в обороте, каждой товарной позиции и упорядочение данных по убыванию параметра.

 

Таблица 13. Расчеты процентной доли в обороте.

код продукта   оборот за год доля в обороте, %
10 300р. 10,8
9 954р. 10,4
6 520р. 6,8
6 294р. 6,6
5 695р. 6,0
5 633р. 5,9
5 453р. 5,7
4 962р. 5,2
4 940р. 5,2
4 698р. 4,9
3 460р.   3,6
  3 264р. 3,4
3 260р. 3,4
3 090р. 3,2
3 010р. 3,2
2 803р. 2,9
2 783р. 2,9
2 570р. 2,7
2 568р. 2,7
2 208р. 2,3
1 920р. 2,0
Итого 95 385р.  

 

В таблице 14 отражены результаты расчета доли в обороте с накопительным итогом, в процентном отношении, исходя из данных таблицы 13.

Распределение на группы А, В, С также отражены в таблице 14.

 

Таблица 14. Результат АВС - анализа

код продукта оборот за год доля в обороте, % доля в обороте с накопительным итогом, % Группа
10 300р. 10,8 10,8 А, 74,6%
9 954р. 10,4 21,2
6 520р. 6,8 28,1
6 294р. 6,6 34,7
5 695р. 6,0 40,6
5 633р. 5,9 46,5
5 453р. 5,7 52,3
4 962р. 5,2 57,5
4 940р. 5,2 62,6
4 698р. 4,9 67,6
3 460р. 3,6 71,2
3 264р. 3,4 74,6
3 260р. 3,4 78,0 В, 15,6%
3 090р. 3,2 81,3
3 010р. 3,2 84,4
2 803р. 2,9 87,4
2 783р. 2,9 90,3
2 570р. 2,7 93,0 С, 9,7%
2 568р. 2,7 95,7
2 208р. 2,3 98,0
1 920р. 2,0
Итого 95 385р.    

 

Вывод: Таким образом, из данных таблицы 14, можно установить, что товары группы А (74,6%)и В(15.6%), обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому компания должна обеспечить постоянное наличие данных товаров. Товары группы С(9,7%), пользуются незначительным спросом, постоянное наличия этих товаров не требуется.

Результат XYZ – анализа

Результат XYZ-анализа ассортимента основан на расчетах коэффициентов вариации расхода запаса (таблица 15).

Таблица 15. Результаты расчетов коэффициентов вариации расхода запаса

код продукта оборот за 4 квартала, руб. средний оборот за квартал, руб. Коэффициент вариации, %
1408,25 12,7
1363,25 14,5
20,0
44,7
70,7
43,3
1174,5 14,8
17,9
18,1
772,5 19,4
752,5 19,9
700,75 24,7
642,5 51,1
695,75 55,0
74,0
2488,5 5,1
7,2
66,7
1573,5 16,3
1423,75 11,7
1240,5 5,4

Упорядочение коэффициента вариации, в процентном соотношение, в порядке увеличения показателя и распределение на группы X,Y,Z представлены в таблице 16.

 

Таблица 16. Результат XYZ-анализа ассортимента

код продукта Коэффициент вариации, % Группа
5,1 X
5,4
7,2
11,7 Y
12,7
14,5
14,8
16,3
17,9
18,1
19,4
19,9
20,0
24,7
43,3 Z
44,7
51,1
55,0
66,7
70,7
74,0

 

Матрица АВС – XYZ-анализа создается путем совмещения результатов двух анализов и приведена в таблице 17.

Таблица 17. Матрица АВС – XYZ-анализа

AX 16; 17; 21 BX - CX -
AY 1; 2; 3; 7; 8; 9; 19; 20 BY 10; 11; 12 CY -
AZ BZ 14; 18 CZ 4; 5; 13; 15

Результат совмещения двух анализов позволил сделать следующие выводы:

return false">ссылка скрыта

1. Позиции, входящие в группу AX – позиции номер 16, 17, 21 (Paulig Arabica; Paulig Espresso; LEBO COFFEE) отличаются высоким товарооборотом и стабильностью расхода запаса.

Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас.

2. Товары группы AY - 1; 2; 3; 7; 8; 9; 19; 20 (Жокей КЛАССИЧЕСКИЙ; Жокей ТРАДИЦИОННЫЙ; Жокей ПО-Восточному; Andersen; Carte Noire; Московская кофейня на паяхъ КОЛОМБО; Jacobs monarh; Петр Великий АРАБИКА) и BY - 10; 11; 12 (Московская кофейня на паяхъ АРАБИКА; Московская кофейня на паяхъ Espresso; Московская кофейня на паяхъ MOKKO) при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. Для товарных позиций, входящих в группу AY, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами.

3. Товары группы AZ – 6 (Жардин №5) и BZ - 14; 18 (Черная карта; EGOISTE CAFÉ) при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Попытка обеспечить гарантированное наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличится. По товарам данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.

 

Для товарных позиций, входящих в группу AZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами. Позиции, входящие в группу AZ, следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть существенный страховой запас.

Управление запасами по позициям, входящим в группу BZ может осуществляться как по одинаковым, так и индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки).

4. В группу товаров CZ - 4; 5; 13; 15 (Жардин №3; Жардин №4; Московская кофейня на паяхъ ЦАРЬ ПЕТРЪ; Paulig classic) попадают товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.

Планирование запасов по товарным позициям, входящим в группу CZ может осуществляться на более длительный период, например на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запасов на складе.