Атомизм Демокрита

Высшим этапом античной и натурфилософии считается Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) – основоположник атомизма («атоме» - неделимый). Демокрит полагал, что первоначалом является неделимая частица, которая обладает свойствами движения, формы, тяжести. Атомы движутся непрерывно и имеют строго единично индивидуальную форму.
Атом – объективно материальное архэ, позволяют Демокриту решить проблему многокачественности мира (как из единого возникает много). Атомы движутся в пустоте. Движение возможно, если есть точка 1 и точка 2. Пустота – первый прообраз понятия пространства. Идея причинно-следственной обусловленности бытия. Случайности нет, есть только необходимость. Детерминизм Демокрита обусловлен законом атома (особенностями). Субстанция/тело атома задает характер его взаимоотношений с другими и системность тех объектов, которые построены атомами. Все предопределено природой/сущностью исходных начал. Демокрит считал, что причина лежит в самой сущности вещей.
Человек по своей вере часто принимает видимое за действительность. Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. Здесь, как и раньше, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения".
Демокрит ценил ум человека, т.к. ум делает его сродни богам, открывая мудрость сущего. Мудрость – понимание скрытой данности вещей логоса. Из мудрости вытекает 3 плода/дара:
- хорошо мыслить
- хорошо говорить
- правильно действовать.
Демокрит по праву считается началом традиции моральной/нравственной философии.

Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий"-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.