Вопрос. Оттепель. Либерализация всех сфер жизни советского общества. Критика культа личности Сталина.

Хрущёвская оттепель — период в истории СССР после смерти И. В. Сталина (конец 1950-х — начало 1960-х гг.), характеризовавшийся ослаблением тоталитарной власти, относительной свободой слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Никита Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром11. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были испорчены при Сталине. В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал её интересам, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.

Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.

В конце 50-х годов получил распространение самиздат (бесцензурная литература), сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени. Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции - писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу. Их рупором стали машинописные журналы (подпольные после запрета). Первый самиздатовский журнал Синтаксис был основан поэтом А. Гинзбургом. В нем впервые были опубликованы запрещенные произведения А. Твардовского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других отечественных поэтов и прозаиков (А. Гинзбург был арестован и сослан в лагеря в 1960 г.). В самиздатах публиковались произведения советских писателей и эмигрантов, поэтические сборники начала века. К этому времени относится появление первого поколения диссидентов: Ю.Г. Галанскова, В.К. Буковского, Э. Кузнецова и др.

Однако следует заметить, что, развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.

В качестве центральной проблемы в период хрущевских реформ была выдвинута задача ускорения темпов научно-технического прогресса и существенного повышения его народнохозяйственного и социального эффекта. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции стало важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном г. Дубна12.

В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б.Н. Константинов, П.Л. Капица, А.А. Логунов, Л.Д. Ландау и др.), атомной физики (И.В. Курчатов, А.П. Александров, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.). В 1957 г. вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон (мощный ускоритель частиц, разгонявший протоны до энергии 10 млрд. электроно-вольт (в дальнейшем до 70 млрд. э-в), что привело к развитию нового направления - физики высоких и сверхвысоких энергий13. Крупным достижением советской техники явилось создание сверхскоростных боевых и пассажирских самолетов (авиаконструкторы А. Туполев, С. Ильюшин, А. Яковлев, Н. Антонов). Выдающихся достижений удалось добиться советским ученым (С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Янгель и др.) в освоении космического пространства; были созданы баллистическая ракета и пилотируемые автоматические станции для исследований Луны, Венеры, околоземного и межпланетного пространства.

Тем не менее, период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры. Произошли массовые антикоммунистические выступления в Польше и ГДР. В 1958 г. были подавлены массовые волнения в Грозном. В 1960-е годы николаевские докеры во время перебоев со снабжением хлебом отказались отгружать зерно на Кубу. Летом 1962 года с прямой санкции Хрущёва было подавлено выступление рабочих в Новочеркасске. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 196414. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли Сталина как организатора и вдохновителя победы советского народа в войне.

Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии (как и остальные представители высшего партийного руководства, лишившиеся своих постов при Хрущёве). По словам самого Хрущёва, одна из его главных заслуг состоит в том, что он смог уйти на пенсию15 (при этом забывая, что при нём имевший большое влияние Берия был расстрелян, а Маленков, фактически возглавлявший государство, — смещён).

 

 

Некоторые моменты либерализации коснулись ряда сфер жизни советского общества и государственного строительства. На места из центра передавалась часть законодательных функций, союзные республики расширили свои права в экономической и правовой сферах. В 1957 году были восстановлены автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненные в период сталинских репрессий. Предпринимались попытки активизировать роль Советов в государстве, дать им больше самостоятельности. Реорганизация коснулась руководящих органов профсоюзов, комсомола, предпринимались меры по оживлению работы в их первичных организациях.

Однако все эти изменения носили косметический характер, а не характер глобальных преобразований. Вся система советского общества по-прежнему функционировала под руководством и контролем партийных комитетов с их, десятилетиями складывавшимися, догмами и стереотипами. КПСС, проводя политику «управляемой десталинизации», поспешила четко обозначить допустимые границы критики прошлого и настоящего. Поэтому противоречивость чувствовалась во многих реформаторских процессах: с одной стороны, реабилитация жертв сталинизма, с другой — отказ от реабилитации лидеров сталинской оппозиции, возврат в родные места одних пострадавших народов и отказ в этом другим, определенное ослабление диктата в области искусства и культуры — издание произведений М. Цветаевой, повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», и в то же время гонения на Б.Л. Пастернака, разгром выставки художников-авангардистов. В ответ на призывы общественности отменить одиозные постановления ЦК по идеологическим вопросам (1946—1948 годов) было категорически заявлено, что они сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма и в своем основном содержании сохраняют актуальное значение.

 

 

Критика культа личности Сталина. До 1956 г. в стране уже был накоплен определенный опыт позитивных изменений.

Было ликвидировано «дело врачей», реабилитирован жертв «ленинградского дела», Еврейского антифашистского комитета, освобожден арестованных после войны военачальников. Из тюрем и лагерей вышли десятки тысяч человек, но кульминационным пунктом этой политики стали решения ХХ съезда КПСС.

Дискуссии о культе личности И.В. Сталина начались в октябре 1955 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. К этому времени произошел крутой поворот в отношении М.С. Хрущева И.В. Сталина. В 1953 г. после смерти «вождя» именно М.С. Хрущеву принадлежала идея переноса тела И.В. Сталина к Мавзолею и увековечения его имени. Но в середине 1950-х годов М.С. Хрущев все более откровенно осуждал преступления И.В. Сталина. Он так же хорошо, как Л.П. Берия и Г.М. Маленков, понимал, что игнорировать вопросы разоблачение культа личности И.В. Сталина нельзя. Как он отмечал в своих воспоминаниях, если он не поставит этот вопрос, то его поставят другие. Однако М.С. Хрущев умалчивал тот факт, что в его открытого выступления против сталинских злодеяний по его распоряжению было уничтожено большое количество документов, особенно о его причастности к политическим репрессиям.

М.С. Хрущеву было что скрывать, ведь в начале 1950-х годов он имел большой послужной список партийного функционера.

Работая в Московской партийной организации в 1930-е годы, М.С. Хрущев прошел путь от секретаря Бауманского райкома ВКП (б) в 1931 г. до первого секретаря Московского городского комитета и второго секретаря Московского областного комитета в 1934 г. В 1935 г. он стал первым секретарем Московского городского и областного комитета ВКП (б). М.С. Хрущеву удалось избежать расправы во время «большого террора» 1936-1939 гг и стать в 1938 г. первым секретарем ЦК компартии Украины. Он стал активным организатором массовых репрессий в Украине и сотрудничал в этих делах с Л.П. Берией и Г.М. Маленков. М.З. Кобулов, который был с 1938 г. заместителем министра госбезопасности Украины, свидетельствовал в 1954 г., первый секретарь ЦК КП Украины не пытался сделать даже то, что мог, для ограничения массовых репрессий в республике. Однако именно Н.С.Хрущев - активному участнику сталинских репрессий и заказчику убийств видных украинских националистов суждено стать предприимчивым обличителем культа личности И.В.Сталина. Когда М.С. Хрущев понял, что его участие в преступлениях сталинской эпохи не станет достоянием гласности, он стал смело обвинять других.

Доклад «О культе личности и его последствиях», прозвучавшее на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. готовилась очень долго и тщательно. К концу 1955 г. было накоплено множество фактов о незаконных репрессиях, выявленных органами госбезопасности. С целью более глубокого изучения фактов массовых репрессий 31 декабря 1955 Президиум ЦК создал специальную комиссию во главе с секретарем ЦК КПСС П.Н. Поспеловым. Уже через месяц комиссия предоставила отчет, в котором раскрылась картина массового террора власти относительно населения страны. В отчете были сделаны сенсационные выводы о том, что все позорные нарушения законности, пытки, приводившие к массовым оклеветан невинных людей, были санкционированы И.В. Сталиным от имени ЦК ВКП (б). 9 февраля 1956 Президиум ЦК большинством голосов принял решение заслушать доклад комиссии на закрытом заседании ХХ съезда КПСС. Возражали против этого только близкие «соратники» И.В. Сталина - В.М.

Молотов, К.Е. Ворошилов и Л. Каганович. 13 февраля 1956 было принято уже единогласное решение о том, что докладывать по этому вопросу на ХХ съезде будет Первый секретарь ЦК КПСС М.С. Хрущев. Первоначальный вариант доклада был написан П.М. Поспеловым. Затем была проведена коллективная подготовка окончательного текста доклада секретарями ЦК. Уже в период работы ХХ съезда текст доклада был разослан членам и кандидатам в члены Президиума ЦК, они сделали последние замечания, и к 25 февраля было подготовлено окончательную редакцию.

Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» был заслушан на специальном закрытом заседании делегатов ХХ съезда утром 25 февраля 1956 г. В ней была осуждена практика возвеличивание роли отдельх» был заслушан на специальном закрытом заседании делегатов ХХ съезда утром 25 февраля 1956 г. В ней была осуждена практика возвеличивание роли отдельной личности, а также массовые репрессии и беззакония, которые базировались на злоупотреблении единоличной властью. Доклад была насыщена многочисленными фактами, которые к тому времени были известны лишь единицам. В вину И.В. Сталину было поставлено поражение Красной Армии в 1941 - 1942 гг, приведшей к оккупации обширнейшей территории, плачевное состояние сельского хозяйства, грубые ошибки во внешней политике. Истинных масштабов репрессий еще никто не знал. М.С. Хрущев приводил лишь отдельные факты уничтожения накануне войны около двух третей состава ЦК и почти половины делегатов ХVII съезде ВКП (б).

Согласно решению ХХ съезда был подготовлен и 30 июня 1956 опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», которая в отличие от закрытой докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде, была менее острой и насыщенной фактами. В целом критика культа личности конца 1950-х - начале 1960-х гг была ограниченной и непоследовательной.

Наряду с разоблачением сталинских злодеяний М.С. Хрущев считал возможным ставить И.В. Сталину в заслугу борьбу за «ленинизм» в 1920-е гг, осуществления коллективизации сельского хозяйства и, наконец, построение социализма в СССР. М.С. Хрущев и другие политические руководители СССР того времени не подвергали глубокому анализу, а тем более критике то общество, которое было создано в стране под руководством И.В. Сталина. Оценка роли И.В. Сталина строилась по схеме: «с одной стороны» и «с другой стороны». В итоге злоупотребления личной властью, положено на одну чашу весов, уравновешивалось заслугами в построении социализма.

Будучи инициатором разоблачения сталинского культа, М.С. Хрущев, несмотря на все меры безопасности, столкнулся с проблемой личной ответственности за преступления недавнего прошлого, к которым были причастны как он сам, так и его ближайшее окружение. Поэтому он, хотя и требовал от каждого партийного руководителя четких высказываний в адрес И.В. Сталина, как это было на ХХII съезде КПСС в 1961 г., но одновременно следил, чтобы критика культа личности не вышла за определенные, четко очерченные им пределы.