Вопрос. Предмет, задачи, функции исторической науки.

История - одна из древнейших наук. Основоположники: Геродот, который жил в V веке до н.э., и он первый написал труд «История». Древние ценили этот труд и называли ее наставницей жизни. Любая наука начинается с познаний. Что же такое история? История – наука, которая исследует прошлое человеческого общества во всей просторной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и с целью развития в будущем.

Таким образом, история пытается воскресить прошлое, изучить и понять, открыть законы этого движения.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса во всех его характеристиках.

История как наука возникла во времена античности, как наука о прошлом, но постепенно она становится областью человеческого познания. У нас в России история формируется с XVIII века, в XVIII и в первой половине XIX века происходят уточнения, в связи с обращением на изучаемость экономики, культуры и социальных отношениях. Предметом изучения истории является изучение человеческого общества, как единого противоречивого процесса.

Задачи преподавания истории: показать историю во всех сложностях и противоречиях, с ее светлых сторон, при этом соблюдая историческую правду. Основы исторической науки – это собирание, систематизация и обновление фактов, рассматривая в тесной связи и совокупности. Благодаря накоплению фактов, сложились отрасли исторической значимости. История состоит из целого ряда самостоятельных отраслей, а именно: гражданская история, военная история, история государства и права, экономическая ситуация, история изучения хозяйства, история культуры, музыки и т.д.

Но у истории есть вспомогательные дисциплины, которые представляют собой устное изучение, по собственности более глубокому пониманию исторического процесса. К их числу относим: генеалогию ( наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (о монетах и чеканки монет). Полиографика (изучают рукопись, память и письмо) и т.д.

В настоящее время определение предмета история во многом субъективно, поскольку связана с мировоззрением историка.

Историки, которые стоят на материстических позициях, считают, что история, как наука, изучает закономерности развития общества, которое зависит в основном от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не отдельным людям. Историки, которые придерживаются либеральных взглядов, убеждены в том, что предметом изучения истории должен являться человек.

При изучении исторического процесса применяют следующие подходы: 1)формационный,2)цивилизационный,3)религиозный, 4)классовый, 5) личностный, 6) всемирноисторический, 7)локальный, 8)комбинированный.

История выполняет несколько функций:

1) познавательная, которая начинается в самом изучении историческом пути стран, народов в отражении объективных всех явлений, составляющих историю человечества.

2)практич-полит. Сущность состоит в том, что она помогает вырабатывать научно-обосновательный политический курс, при этом избегать субъективных решений. В единицах прошлого, настоящего, будущего заложены корни интереса людей к истории.

3) Мировоззрение. История создает документ с точными сведениями о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Это взгляд на мир общества, закон его развития. Оно может быть научно, или опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты, и история является фундаментом, на котором основывается наука об обществе.

4)Воспитательная. Формируются такие гражданские качества, как патиотизм, показывает роль народа и выдающихся личностей в развитии общества. Познать моральные и нравственные ценности человека в их развитии.