Немецкая классическая философия. Л. Фейербах

Его философия представляет материализм в немецкой классической философии.

Начинал как последователь гегеля, пытался исследовать сущность религии. Ззанимаясь этой проблемой, Фейербах обнаружил, что религию можно понять как фантастическое отображение человеком самого себя (первые шаги в таком направлении предпринимались ещё в античности).

Содержание религии в конце концов можно свести к сущности человека. Создавая религию, челоек мысленно отчуждает от себя собственную сущность - религиозное самочуждение. Человек мыслит бога, не подозревая, что это его собсвенная сущность, гипертрофированное отображение самого себя, содержащее доведённые до предела лучшие человеческие качества.

Религиозное отчуждение отчасти может быть вызвано внешними обстоятельствами и связанными с ним переживаниями человека, но главным образом всё же основано на воображении и фантазии.

На почве таких убеждений Фейербах приходит к сомнению и в абсолютной идее Гегеля, в итоге приходя к материализму. Но материализм Фейербаха ещё несовершенен, т.к. в значительной мере повторил особенности французского материализма.

Фейербаху казалось, что диалектика Гегеля - это совершенно искусственная система логических приемов, работающих только в рамках идеализма. Отвергнув абсолютную идею, в итоге он отверг и диалектику - материализм Фейербаха метафизичен.

Главной проблемой философии у Фейербаха выступает человек - антропологический материализм. Это выражается в понимании человека как природного существа.

Материя в самом лучшем случае понималась как бесконечная природа, и человек - лишь один из предметов этой бесконечной природы. Фейербах не предлагает объяснить человека только заноками механики, но человек всё равно отстается природным, биологическим существом. А сознание - попросту результат его особой биологии, крайне высокой степени организации материального начала в человеке. Биологию универсальна - в ней выражено всё, что есть в живой и неживой природе ( "даже желудок у человека и то универсален, потмоу что человек ест всё").

Если же мы хотим объяснить общество, то должны прежде всего обратиться к законам биологии, однако развитие такой идеи показывает нехватку биологии для объяснения всех отношений - возникает нечто подобное идеям Гоббса и Локка об общественном договоре.

То, что не удаётся вывести из материального, Фейербах выводит из человеческого сознания, сохраняя тем самым идеализм. В развитии этого мотива у Фейербаха есть особые представления о нуждах общества при дальнейшем прогрессе (в отношении гуманизма, равенства, справедливости и т.п.).

Он критикует христианство за то, что оно главной ценностью объявляет Бога и отношения с ним. А Бог - это лишь отчуждённая человеческая сущность, и потому все усилия тратятся впустую.

Религия не способствует гуманизации, поскольку человек не является главной ценностью, ибо всё лучшее тратится на Бога. Поэтому религия должна быть замещена моралью любви человека к человеку.

Кант, как известно, полагал, что категорический императив нуждался в своеобразном "костыле" - религии. У Фейербаха, напротив, мораль должна быть освобождена от религии.

Остаётся один вопрос - как устранить религиозное самоочуждение?

Для его решения требуется объяснить все общественные отношения на основе материализма, однако Фейербах не сумел этого сделать. Фейербах, не создав научного материализма, восстановил материализм как осмысленную и значимую философию. Его трактовка мира и человека как материального также стала значительным шагом вперёд. "Урок Фейербаха" Материализм, оставшийся без диалектики (метафизический) не может быть распространён на общество и быть завершён.