Региональной культурной политики
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на
уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом
социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного
потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.
Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух
уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне
области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный
характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне
может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е.
складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе
учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого
подхода аргументируется следующими соображениями:
Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих,
генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие
профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества,
любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах
наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для
культуры во многом являются факторы регионального характера.
Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант
культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,
возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и
т.д.
В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная
активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в
общественной жизни в целом.
Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления
(от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке —
режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном
уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие
на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и
саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию
культурной политики, находящую выражение в региональных программах
социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна,
особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную
методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки
новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что
требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических
оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и
субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.
Попытаемся сформулировать методологические основы региональной культурной
политики.
Культурная политика — это деятельность государства, цели которой основаны
на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры
в жизни общества, а содержание предполагает:
1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного
состояния культурной жизни и реальных проблем;
2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных
социокультурных программ;
3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида
ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны,
определенный уровень реализации государственной культурной политики,
механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда
региональных социокультурных программ. С другой — выступает как
самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее
изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории,
определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов
(интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и
реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры,
развития культурной жизни и т.д.
Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий,
отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным,
климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим
составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края,
района, то разработка региональной культурной политики становится по
актуальности в один ряд с политикой федеральной.
Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий,
раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести
целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям
относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее
средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.
Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно
представить следующим образом:
Культурная политика | |||
Приоритеты. Цели. Задачи. | |||
Средства | |||
Инфраструк- тура | Ресурсы | Социальные механизмы и процедуры | Технологии |
Организационные структуры. Организации, учреждения. | Материальные. Финансовые. Кадровые. Информационные | Законодательные Экономические Идеологические Социально-психологические | Менеджмент Маркетинг, PR, фандрайзинг, СК проектирование |
Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов
самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального
саморазвития культуры путем оптимального использования экономических
механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов
территории.
Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и
реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако
генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась
система как институциональных, так и неинституциональных условий,
обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения
и потребления культурных ценностей.
Субъект культурной политики отличается многосложностью и
полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной
жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения,
инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие
основными составляющими культурной политики, и главное — ресурсами.
Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем, что если
все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же ресурсы, то
государство реализует цели культурной политики за счет средств
налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в культурной
политике — учет, согласование и реализация интересов всех субъектов
культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на уровне целей
культурной политики, которые затем реализуются государственными органами
совместно с другими заинтересованными структурами.
На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь
социально-культурного проектирования и культурной политики, которая
проявляется в следующих аспектах:
а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из
инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический
уровень, с другой — в процессе социально-культурного проектирования
рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко
формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные
ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более
целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов,
используемых в процессе проектирования.
б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и культурной
политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие культурных
целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение,
наличие определенных ресурсов.
в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики и
социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они определяются
на пересечении нескольких факторов, вытекая:
— из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и человека,
что находит выражение в принципах программирования (и культурной политики).
— из анализа социокультурной ситуации и характера проблем, типичных для
конкретной территории, социальной группы.
— из историко-культурной уникальности и самобытности как российской культуры
в целом, так и конкретной территории (региона).
Можно в этой связи говорить о том, что научно обоснованная культурная
политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное проектирование
в любом случае выполняет функцию осуществления культурной политики.
Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной культурной
политикой стоят задачи, содержание и направленность которых определяются в
зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации, специфики
проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и проектов и
т.д. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов,
довольно характерных для различных регионов России, можно наметить следующие
задачи региональной культурной политики:
Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-
культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-
культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности
населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой
деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной
действительности, сферой самореализации личности;
Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и
институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека,
способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов
творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой
атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию –
политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ,
национально-культурных центров, одно— и многопрофильных центров досуга для
подростков, пожилых и т.д. Многообразие субъектов социокультурной
деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет
ослабить монополию государственных структур на формирование культурной
политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и
рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения;
В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и
категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального
доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития
навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и
категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;
В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью
инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне «элитных» субъектов
социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут
играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной
жизни региона;
В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры
региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и
самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из
местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы
должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во
всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка,
литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению
отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их
взаимообогащению и диалогу;
В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с
территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми
регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные
процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в
данной местности (например, для Санкт-Петербургского региона это будут
Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада России);
В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за
сам факт их существования без относительно к содержанию их деятельности и
переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ,
т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые
учреждения и организационно-методические структуры.
Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие условия,
которые приведут естественным путем, без очередной кампании кадровых
перестановок, к решению основной для них задачи – созданию условий
саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов
социально-культурной деятельности.
Вновь формирующиеся творческие коллективы и общественные органы (отделы
информационно-методического обеспечения, группы экспертов, советы попечителей
и распорядителей и т.д.) на конкурсной основе должны предложить экспертной
комиссии, или комиссии по культуре свою концепцию подразделений и отделов, их
состав, функции, цели и задачи. Срок, на который заключен контракт, будет
зависеть от актуальности и сложности проблем, которые предстоит решать данной
структурной единице. Примерные функции исполнительного органа в сегодняшней
социокультурной ситуации – это поиск, инициирование и предварительная
экспертиза социально-культурных проектов и программ, определение степени
удовлетворенности населения программами, финансируемыми за счет средств
местного бюджета; координация государственных культурно-досуговых учреждений
с деятельностью других субъектов культурной жизни – общественными
организациями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными
учреждениями культуры и досуга и др.
Наряду с общими формулируются задачи культурной политики, дифференцированно
отражающие специфику каждого из ее направлений. Например, задачи культурной
политики в сфере художественной культуры могут включать: удовлетворение
культурных потребностей людей; совершенствование (возвышение) культурных
потребностей населения; воспитание культурных потребностей, приобщение к
художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание
услния; воспитание культурных потребностей, приобщение к
художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание
условий для развития самой художественной культуры.
Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах. Известное
выражение о том, что “политика — это искусство возможного” фиксирует наше
внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не имеющая механизмов своей
реализации, перестает быть политикой, а превращается в сумму благих пожеланий.
С другой стороны, отсутствие политики делает неэффективным использование
имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности. Ведущими
средствами культурной политики являются:
1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры,
составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и
реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; б)
совокупность организаций и учреждений.
2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.
3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на:
а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства,
благоприятствующего развитию культурной жизни; б) экономические (создание
благоприятных материальных условий); в) идеологические (формирование
критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры
межличностных отношений и т.д.); г) социально-психологические (повышение
престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса
высококультурного человека и др.).
4. Технологии (методы): а) технология социально-культурного проектирования
как механизма разработки и реализации культурной политики; б) менеджмент и
маркетинг социокультурной сферы; в) Publicrelations, фандрайзинг, реклама и
др.
Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно
широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности,
сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной
культуры — удовлетворение культурных потребностей людей — реализуется путем
развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным
использованием таких средств как налоговая политика, разработка
законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной
сфере). Вторая задача — совершенствование (возвышение) культурных
потребностей населения — обеспечивается за счет создания развитой
инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и
жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача
— воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре
тех, кто пока еще находится вне ее сферы — реализуется путем разработки и
реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец,
задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие
института меценатства — в лице богатого субъекта, общественной организации,
но главное — в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената,
государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных
структур.
Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции
всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ
“опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем
наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).