Региональной культурной политики

В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на

уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом

социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного

потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.

Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух

уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне

области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный

характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне

может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е.

складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе

учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого

подхода аргументируется следующими соображениями:

Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих,

генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие

профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества,

любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах

наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для

культуры во многом являются факторы регионального характера.

Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант

культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,

возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и

т.д.

В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная

активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в

общественной жизни в целом.

Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления

(от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке —

режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном

уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие

на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и

саморазвития, управления и самоуправления и т.д.

В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию

культурной политики, находящую выражение в региональных программах

социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна,

особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную

методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки

новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что

требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических

оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и

субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.

Попытаемся сформулировать методологические основы региональной культурной

политики.

Культурная политика — это деятельность государства, цели которой основаны

на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры

в жизни общества, а содержание предполагает:

1) выявление приоритетных направлений развития культуры исходя из должного

состояния культурной жизни и реальных проблем;

2) разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных

социокультурных программ;

3) поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида

ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.

Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны,

определенный уровень реализации государственной культурной политики,

механизмом чего служит в числе прочего, разработка в рамках федеральных ряда

региональных социокультурных программ. С другой — выступает как

самостоятельная область проектной деятельности, направленная на всестороннее

изучение и развитие историко-культурной самобытности каждой территории,

определение и эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов

(интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработку и

реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры,

развития культурной жизни и т.д.

Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий,

отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным,

климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим

составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края,

района, то разработка региональной культурной политики становится по

актуальности в один ряд с политикой федеральной.

Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий,

раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести

целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям

относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее

средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др.

Графически взаимосвязь основных элементов культурной политики можно

представить следующим образом:

 

  Культурная политика  
     
  Приоритеты. Цели. Задачи.  
     
  Средства  
     
Инфраструк- тура Ресурсы Социальные механизмы и процедуры Технологии
       
Организационные структуры. Организации, учреждения. Материальные. Финансовые. Кадровые. Информационные Законодательные Экономические Идеологические Социально-психологические Менеджмент Маркетинг, PR, фандрайзинг, СК проектирование

 

Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов

самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального

саморазвития культуры путем оптимального использования экономических

механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов

территории.

Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и

реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако

генеральная цель всегда ориентирована на то, чтобы в регионе поддерживалась

система как институциональных, так и неинституциональных условий,

обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения

и потребления культурных ценностей.

Субъект культурной политики отличается многосложностью и

полиструктурностью. В этом качестве могут выступать любые субъекты культурной

жизни (отдельные люди, субкультурные группы, общественные объединения,

инициативные группы, учреждения культуры, органы управления и т.д.), обладающие

основными составляющими культурной политики, и главное — ресурсами.

Особое место в этом ряду занимает государство. Это обусловлено тем, что если

все другие субъекты для реализации своих целей используют свои же ресурсы, то

государство реализует цели культурной политики за счет средств

налогоплательщиков. В этой связи основная задача государства в культурной

политике — учет, согласование и реализация интересов всех субъектов

культурной жизни. Компромисс достигается прежде всего, на уровне целей

культурной политики, которые затем реализуются государственными органами

совместно с другими заинтересованными структурами.

На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь

социально-культурного проектирования и культурной политики, которая

проявляется в следующих аспектах:

а) социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из

инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический

уровень, с другой — в процессе социально-культурного проектирования

рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко

формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные

ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более

целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов,

используемых в процессе проектирования.

б) существует ряд общих для социокультурного проектирования и культурной

политики структурных элементов. К ним можно отнести: наличие культурных

целей, совокупность действий и процедур, обеспечивающих их достижение,

наличие определенных ресурсов.

в) на определенном уровне цели, задачи и приоритеты культурной политики и

социально-культурного проектирования совпадают, поскольку, они определяются

на пересечении нескольких факторов, вытекая:

— из понимания истинного предназначения культуры в жизни общества и человека,

что находит выражение в принципах программирования (и культурной политики).

— из анализа социокультурной ситуации и характера проблем, типичных для

конкретной территории, социальной группы.

— из историко-культурной уникальности и самобытности как российской культуры

в целом, так и конкретной территории (региона).

Можно в этой связи говорить о том, что научно обоснованная культурная

политика несет в себе проектные начала, а социально-культурное проектирование

в любом случае выполняет функцию осуществления культурной политики.

Наряду с обозначенной выше генеральной целью перед региональной культурной

политикой стоят задачи, содержание и направленность которых определяются в

зависимости от тенденций развития социокультурной ситуации, специфики

проявления действия факторов, затрудняющих реализацию программ и проектов и

т.д. Исходя из особенностей нынешнего этапа развития культурных процессов,

довольно характерных для различных регионов России, можно наметить следующие

задачи региональной культурной политики:

Во-первых, отказ от потребительской ориентации и переход к социально-

культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-

культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности

населения, поддержки общественных проектов и новых форм культурно-досуговой

деятельности. Культура должна стать условием совершенствования социальной

действительности, сферой самореализации личности;

Во-вторых, инициирование и поддержка культурно-досуговых учреждений и

институтов, гуманизирующих культурную среду бытования человека,

способствующих снятию социальной напряженности, налаживанию контактов

творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой

атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию –

политических клубов, салонов, добровольных культурно-просветительных обществ,

национально-культурных центров, одно— и многопрофильных центров досуга для

подростков, пожилых и т.д. Многообразие субъектов социокультурной

деятельности создаст альтернативность развития культурной жизни, поможет

ослабить монополию государственных структур на формирование культурной

политики, обеспечит реальный доступ к культурным ценностям, образовательным и

рекреационным учреждениям всем социальным группам и слоям населения;

В-третьих, ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и

категории населения с целью обеспечения «равных возможностей» и реального

доступа к культурным ценностям, наращивания «культурного слоя» и развития

навыков культурно-творческой деятельности у различных социальных групп и

категорий населения, особенно у детей, подростков, молодежи;

В-четвертых, концентрация материальных и человеческих ресурсов с целью

инициирования и поддержания на достаточно высоком уровне «элитных» субъектов

социально-культурной самодеятельности, которые для населения территории будут

играть роль своеобразных референтов, постоянно повышая «планку» культурной

жизни региона;

В-пятых, развитие территориального своеобразия и многообразия культуры

региона за счет предоставления права свободного культурного самоопределения и

самовыражения различным национально-этническим группам. Финансируемые из

местного бюджета и поддерживаемые различными общественными фондами программы

должны обеспечить сохранение и развитие культуры национальных меньшинств во

всех ее аспектах, включая сохранение исторических памятников, языка,

литературы, религии, народного творчества, способствовать преодолению

отчужденности и взаимному признанию самоценности всех культур региона, их

взаимообогащению и диалогу;

В-шестых, создание условий для межрегиональных культурных контактов с

территориями, имеющими общие культурно-исторические традиции, а также с теми

регионами, между которыми происходили и происходят интенсивные миграционные

процессы и этнические группы которых являются наиболее распространенными в

данной местности (например, для Санкт-Петербургского региона это будут

Карелия, Финляндия, Татарстан, области Северо-запада России);

В-седьмых, отказ от практики финансирования учреждений культуры и досуга за

сам факт их существования без относительно к содержанию их деятельности и

переход на финансирование целевых социально-культурных проектов и программ,

т.е. внедрение договорно-контрактных отношений в культурно-досуговые

учреждения и организационно-методические структуры.

Существующие управленческие звенья должны быть поставлены в такие условия,

которые приведут естественным путем, без очередной кампании кадровых

перестановок, к решению основной для них задачи – созданию условий

саморазвития культурной жизни региона, самореализации различных субъектов

социально-культурной деятельности.

Вновь формирующиеся творческие коллективы и общественные органы (отделы

информационно-методического обеспечения, группы экспертов, советы попечителей

и распорядителей и т.д.) на конкурсной основе должны предложить экспертной

комиссии, или комиссии по культуре свою концепцию подразделений и отделов, их

состав, функции, цели и задачи. Срок, на который заключен контракт, будет

зависеть от актуальности и сложности проблем, которые предстоит решать данной

структурной единице. Примерные функции исполнительного органа в сегодняшней

социокультурной ситуации – это поиск, инициирование и предварительная

экспертиза социально-культурных проектов и программ, определение степени

удовлетворенности населения программами, финансируемыми за счет средств

местного бюджета; координация государственных культурно-досуговых учреждений

с деятельностью других субъектов культурной жизни – общественными

организациями, церковью, средствами массовой информации, негосударственными

учреждениями культуры и досуга и др.

Наряду с общими формулируются задачи культурной политики, дифференцированно

отражающие специфику каждого из ее направлений. Например, задачи культурной

политики в сфере художественной культуры могут включать: удовлетворение

культурных потребностей людей; совершенствование (возвышение) культурных

потребностей населения; воспитание культурных потребностей, приобщение к

художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание

услния; воспитание культурных потребностей, приобщение к

художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы; создание

условий для развития самой художественной культуры.

Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах. Известное

выражение о том, что “политика — это искусство возможного” фиксирует наше

внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не имеющая механизмов своей

реализации, перестает быть политикой, а превращается в сумму благих пожеланий.

С другой стороны, отсутствие политики делает неэффективным использование

имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности. Ведущими

средствами культурной политики являются:

1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры,

составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и

реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; б)

совокупность организаций и учреждений.

2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы.

3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на:

а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства,

благоприятствующего развитию культурной жизни; б) экономические (создание

благоприятных материальных условий); в) идеологические (формирование

критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры

межличностных отношений и т.д.); г) социально-психологические (повышение

престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса

высококультурного человека и др.).

4. Технологии (методы): а) технология социально-культурного проектирования

как механизма разработки и реализации культурной политики; б) менеджмент и

маркетинг социокультурной сферы; в) Publicrelations, фандрайзинг, реклама и

др.

Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно

широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности,

сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной

культуры — удовлетворение культурных потребностей людей — реализуется путем

развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным

использованием таких средств как налоговая политика, разработка

законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной

сфере). Вторая задача — совершенствование (возвышение) культурных

потребностей населения — обеспечивается за счет создания развитой

инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и

жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача

— воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре

тех, кто пока еще находится вне ее сферы — реализуется путем разработки и

реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец,

задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие

института меценатства — в лице богатого субъекта, общественной организации,

но главное — в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената,

государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных

структур.

Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции

всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ

“опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем

наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).