Российские регионы в системе МО, правовые аспекты международных связей субъектов РФ.

Субъекты РФ, соответствии со статьей 72 Конституции РФ 1993 года, впервые в истории государства получили право самостоятельного выхода на международный уровень. В связи с этим возникла необходимость, не ущемляя интересов регионов, сохранить цельную международную и внешнеэкономическую деятельность страны.

В 1994 году по инициативе МИДа был создан Консультативный совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИДе. Регионы с энтузиазмом поддержали такое решение. В 1999 году, опять же при активном участии МИДа, был разработан и принят Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». В итоге появился ряд других нормативно-правовых документов на федеральном и региональном уровнях, создавших правовую базу деятельности регионов во внешней сфере. Потребовалось также провести четкую грань — что входит в права субъектов, а что является функцией только государства.

Представительства МИДа в субъектах Федерации являются одним из элементов механизма взаимодействия. На сегодняшний день таких представительств насчитывается 26. ( Самара, Мурманск, Архангельск, Воронеж, Калининград, Псков, Тюмень, Омск, Новосибирск, Екатеринбург…). В работе по координации международных и внешнеэкономических связей регионов существенную роль играют и загранучреждения МИДа, которые оказывают практическое содействие их представителям непосредственно за рубежом.

МИД практикует новые формы содействия выходу регионов на международный уровень и привлечению иностранных инвесторов. На наш взгляд, эффективной получилась работа с субъектами Федерации, которую Министерство практикует с апреля 2001 года. В Пресс-центре МИДа проводятся презентации регионов с участием президентов республик, губернаторов, глав администраций краев, областей и автономных округов России. На сегодняшний день прошло уже десять таких презентаций. На эти мероприятия приглашаются представители дипкорпуса и зарубежных СМИ, бизнесмены, которые получают возможность из первых уст узнать о позитивных преобразованиях в социально-экономической жизни российской «глубинки». Результатом презентаций становятся поездки иностранных послов, предпринимателей, журналистов в регионы. Появляются договоренности о деловых проектах.

Сегодня российские регионы уже имеют деловых партнеров на всех континентах. К примеру, субъекты Федерации Сибири и Дальнего Востока активно сотрудничают с предпринимательскими структурами стран АСЕАН и, особенно, Китая и Японии. Крупным партнером для российских регионов становятся США. Следует отметить, что основная часть американских инвестиций приходится на топливно-энергетический сектор России (60%), машиностроение, финансово-кредитную сферу и сферу услуг. Наиболее активно осуществляют контакты американские представители с органами исполнительной власти Северо-Западного федерального округа и Москвы. Американские компании участвуют в осуществлении небольших проектов в Ярославской области, Санкт-Петербурге (строительство туристических объектов), Новгородской области (завод по производству кондиционеров), Московской области (птицеводство).

Расширяется взаимодействие России с Европейским Союзом в целом и с некоторыми европейскими странами в частности. Например, с Австрией и Францией.

С учетом перспективы расширения ЕС одним из важных средств подключения России к процессам европейской интеграции становится как раз межрегиональное и приграничное сотрудничество. При этом особый интерес для нас представляет опыт осуществления концепции «Европа регионов». Речь идет о создании региональных интеграционных образований, имеющих совместные органы для решения совместных проблем. Такая форма сотрудничества особенно эффективна при разработке и осуществлении крупных многосторонних проектов, а также для создания благоприятного инвестиционного климата. Практическое решение таких вопросов, как упрощение пересечения границы, открытие новых пунктов пропуска граждан и товаров, развитие инфраструктуры и др., уже сейчас во многом изменило облик целого ряда приграничных российских регионов, в частности — Севера и Северо-Запада, Калининградской области. Эта деятельность имеет и далеко идущие политические последствия: ее реальные плоды самым благотворным образом сказываются на общем климате взаимоотношений между государствами и народами.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ч. 1 ст. 72) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" также относит заключение международных договоров Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Установлено, что международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта Федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих права субъектов Федерации на самостоятельное заключение международных договоров.

Ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.) не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена, что также свидетельствует о нежелании законодателя наделить субъекты Федерации полномочиями по самостоятельному заключению международных договоров.

Статья 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) устанавливает компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Следует обратить внимание на то, что среди правовых актов, которые могут быть предметом рассмотрения в этих судах, международные договоры субъектов РФ также не названы.

Однако в федеральном законодательстве можно найти норму, свидетельствующую о наличии у субъектов РФ элементов договорной правоспособности. Это статья 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.), согласно которой субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративо которой субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

return false">ссылка скрыта

Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то следует отметить, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

Итак, относительно международной правосубъектности субъектов РФ можно сделать следующий вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.