Византийская культура

В Византии распространились с VI в. центрические, или крестово-купольные храмы, квадратные в плане, с купольной крышей. Византийские архитекторы разработали конструкцию, позволявшую опирать купол не на стены, а на расположенное внутри здания кольцо из колонн. Это позволяло расширить помещение за счет пространства за колоннами. Под куполом стали делать окна, освещавшие купол и зал. Так сложился византийский архитектурный стиль. На востоке он окон­чательно вытеснил базилику с апсидой в IX в.

Для ранневизантийского архитектурного стиля характерно сочета­ние колонн и арок. Богослужение велось в центре зала, под куполом, символизировавшим небесный свод.

Своеобразие византийских храмов составлял контраст экстерьера (наружного вида) и интерьера (внутреннего вида). Наружные стены - суровая гладь, особенно в ранний период. Внутреннее же убран­ство византийских церквей богатое. В этом сравнение церкви с верую­щим человеком: внешняя скромность при богатой внутренней духовной жизни.

Огромное достижение ранневизантийских архитекторов - усовершен­ствование купола над квадратным основанием. Византийцы сумели создать сложный переход от квадратных стен к круглому основанию купола за счет четырех полусферических треугольников, так называемых парусов. Благодаря такому решению в Византии построили храм, сочетавший вместительность базилики с символизировавшим небо куполом. Эта идея впервые была воплощена в церкви Св. Ирины (начата в 532 г.). В плане она - базилика с тремя нефами, но средний неф необычно широкий и в центре его перекрывает один купол, западнее, ближе к входу еще один.

В более совершенной форме идея грандиозного центрического хра­ма, в сочетании с базиликой, была осуществлена в Софийском соборе. Его, под руководством архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета, построили всего за 5 лет и освятили в 537 г. Юстиниан распорядился построить его в честь Софии - символа божественной премудрости. Храм был предназначендля патриарших и императорских церемоний, поставлен в центре Контантинополя, на самом высоком месте. В плане - прямоугольник, в центре - квадрат, перекрытый куполом с диаметром 31,5 м, перекрывающий центральный неф на высоте 40 м. В основании купола - 40 окон, через который проника­ет столько света, что тонкие колонны-перемычки между частыми окнами не видны и купол кажется парящим в воздухе. Сложились даже легенды, что купол Се Софии подвешен на золотой цепи к небу. Стены выложены особой визан­тийской кладкой из крупного обожженного кирпича с широкими слоями раство­ра. По сравнению с тяжеловесным внешним видом интерьер храма отличается легкостью. Он рассчитан на длительное созерцание, предназначен для торже­ственного вселенского ритуала. В этом храме впервые удалось решить слож­ную архитектурную задачу - перекрыть сферическим куполом большое про­странство, приблизить вместительный храм к образу вселенной. Софийский собор надолго стал эталоном для православных соору­жений. В Константинополе же появился и первый пятикупольный храм, также вызвавший многочисленные подражания.

Со времени появления Константинопольской Софии, с VI в., восточ­ные и западные христианские храмы стали разными. Окончательно крестово-купольный тип зданий, в которых от центра, что под куполом, от­ходили в разные стороны 4 нефа (в плане - крест) сложился в Византии в IX-X вв.