Закладки 2 страница

Сущность и формы социального контроля
Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Социальные отношения между индивидами и обществом складываются в условиях социального контроля. Однако здесь не простое отношение субъекта к объекту, не однолинейный процесс "воздействия" общества на личность, но всегда процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов. Социальный контроль включает в себя два элемента: нормы и санкции. Первые социальные нормы в истории возникли в форме табу (запретов) на определенные поступки. Санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Выделяют следующие типы санкций:
- формальные позитивные - это публичное одобрение со стороны официальных организаций и лиц ( награды, премии, титулы, стипендии, ученые степени и звания и т.п.)
- неформальные позитивные – это публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций и лиц (комплимент, аплодисменты, слава, почет и т.п.)
- формальные негативные – наказания. предусмотренные юридическими законами и административными указаниями (штраф, увольнение, арест, смертная казнь)
- неформальные негативные – это наказания, не предусмотренные официальными инстанциями (замечание, насмешка, пренебрежение, пощечина и т.д.)
Особое место в системе социального контроля занимает общественное мнение, которое представляет совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения, либо его частью. Основными признаками которого общ. мнения являются коллективность, социальный интерес, дискуссионность, компетентность. основные функции общественного мнения: экспрессивная, консультативная, директивная.
Надзор – это детальный контроль на уровне государства, предполагающий вторжение в частную жизнь индивидов. Особое место надзор занимает в системе социального контроля тоталитарного государства.
Около 70 % социального контроля происходит за счет самоконтроля индивидов.
Итак, одной и з функций социального контроля является «отслеживание» прецедентов девиантного поведения.


Социология девиантного поведения.
Социология девиантного поведения является специальной социологической дисциплиной, становление которой приходится на конец XIX - начало ХХ века, что связано с исследованиями Э. Дюркгейма, предложившего социологический подход к изучению форм социальной патологии. Как отрасль социологического знания социология девиантного поведения развивалась прежде всего за рубежом. В России проблематика социальных девиаций исследовалась главным образом в рамках криминологии, психиатрии, педагогики. Только в последнее двадцатилетие ХХ века на волне возрождения социологии в нашей стране проблема социальных отклонений стала активно исследоваться отечественными социологами.
Социальные отклонения (девиации) имеют многоуровневый характер проявления. Как индивидуальный поведенческий акт, девиация изучается психологией, педагогикой, психиатрией. А как массовидное, относительно устойчивое и распространенное социальное явление девиантное поведение - предмет изучения социологии, социальной психологии, права, конфликтологии.
При рассмотрении проблемы девиантного поведения необходимо обратить внимание на биологическое, психологическое и социологическое направления в объяснении природы отклоняющегося поведения.


Биологизаторское направление акцентирует внимание на так называемом природном, биологическом факторе, предрасположенности людей к различным формам девиантного поведения. В теории этологии (науки о поведении) К.Лоренца утверждается тезис о характерности для человека инстинкта агрессивности, которую не смог Homo Sapiens преодолеть в процессе своего эволюционного развития. В концепции антропологической школе уголовного права, работах Ч.Ломброзо "Преступный человек", "Преступление, его причины и средства лечения" обосновывалась идея существования людей с врожденной наследственностью к аморальному и преступному поведению. Согласно его теории "криминальному типу" характерны определенные антропологические признаки (узкий лоб, квадратный, массивный подбородок, выступающая нижняя челюсть и т.п.).
Сторонники теории эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Тулио, Р.Фунес) в качестве основной причины преступного поведения выделяли наличие аномалий в железах внутренней секреции. Определяя врожденную предрасположенность людей к девиации, американский психолог и врач У.Шелдон выделял особенности строения тела. В зависимости от строения тела он различал три типа людей (эндоморф, мезоморф и эктоморф). Он полагал, что строение тела человека обусловливает те или иные качества, проявляющиеся в его жизнедеятельности. Так, для эндоморфного человека характерны: умеренная полнота, мягкое, несколько округлое тело, умение ладить с окружающими, быстро устанавливать и поддерживать с ними контакт. Они сильно зависимы от своих желаний. Эктоморфу свойственна изящность и хрупкость строения тела, склонность к самоанализу. Он наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У мезоморфа сильное и стройное тело. Поэтому он активен, менее чувствителен и проявляет повышенное беспокойство, часто перерастающее в агрессивность. По У. Шелдону именно этот тип человека более склонен к разным формам девиации.
Идеи врожденной девиации придерживались Прайс и Уиткин. Они доказывали на основании богатого экспериментального материала, что девиантность есть следствие аномалий половых хромосом человека. Ими была выведена формула сочетания хромосом человека, склонного к девиации - "ХУУ". Следует отметить, что не все согласились с результатами их исследований. Однако, несомненно, то, что мужчины с подобным набором хромосом менее интеллектуально развиты.
В психологическом объяснении девиация рассматривается как следствие слабоумия, психопатии, дегенеративности. В частности, П.Роуч считал социальные отклонения - психическими заболеваниями, а Ж.Пинатель причины девиации видел в особенностях психики и нервной системы человека (эффективность, лабильность).
В культурологическом подходе выделяется конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры (Селлин, Миллер, Суперленд, Клауорд, Оулин) и проявление стигмитизации (наклеивание ярлыков) Г.Беккера.


Концепция "конфликта культур" заслуживает внимание тем, что в ней излагается механизм возникновения социальных отклонений под воздействием социо-культурного окружения человека. Согласно концепции сторонников "конфликта культур" (А.Коэн, Д.Мау и У.Миллер) социальные девиации возникают в результате конфликтов между нормами культуры. Так, поведение или поступок молодого человека, одобряемый с позиций субкультуры молодежи или культурных норм, принятых среди его социального окружения, могут быть оценены как отклоняющиеся с позиций культурных норм, принятых в другой социальной группе или с позиций другой субкультуры.
По А.Коэну и У.Миллеру девиация имеет место, когда человек идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры, или же когда его поступок является нарушением ценностей и норм социальной группы, в которую входит этот человек (Д.Дуглас). В рассматриваемой концепции девиантному поведению люди учатся друг у друга, усваивая его образцы в той социально-культурной среде, в которой они находятся. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в том числе и преступному поведению, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так, Эдвин Сатерленд, анализируя влияние среды непосредственного общения в передаче человеку навыков и образцов девиантного поведения, выявил, что этот процесс обуславливается активностью и степенью глубины общения. Им была также установлена зависимость между возрастом и интенсивностью заражения девиацией. Чем человек моложе, тем он с большей готовностью усваивает образцы поведения, навязанные другими.
Оценивая позитивную сторону концепции "конфликта культур", необходимо подчеркнуть то, что в ней излагается механизм возникновения социальных отклонений под воздействием социокультурного окружения человека. Концепция стигматизации (Э.Гофман, Г.Беккер, Э.Лемерт) рассматривает девиацию как следствие негативной реакции на человека со стороны его социального окружения, проявляющейся в присвоении ему статуса девианта, подобно присвоению клички, прозвища или наклеиванию какого-либо ярлыка. В данном случае имеет значение не поступок или поведение человека согласно той или иной социальной нормой, а отношение к нему со стороны других.


В социологическом подходе в определении причин и сущности социальных девиаций выделяются социальные факторы, на основе которых оцениваются эти отклонения. Среди социологических теорий девиантного поведения выделяются аномия (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) и социальной реорганизации (Шоу и Маккэй). Впервые социологическое объяснение девиации было осуществлено французским социологом Э.Дюркгеймом в теории аномии ("разрегулированность", "дезорганизацию"). Согласно его теории при нормальных условиях социальной организации общества действия граждан регулируются социальными нормами, и поэтому отклонения закономерны. В условиях же социальной дезорганизации, когда общества находятся на переходных этапах развития, в условиях социальных потрясений и коллизий, контролирующее и регулирующее действие механизма социальных норм ослабевает. Поэтому у определенной части общества существующие прежде нормы и правила утрачивают свою значимость и силу как не соответствующие их интересам. Появляются новые социальные нормы, которые также не носят общепринятого характера, ибо не усвоены еще большинством. Таким образом, в обществе возникает несколько нормативных систем, противоречащих друг другу. Их регулирующее действие слабеет, люди теряют ориентацию, и следствием является усиление девиации, проявляющейся в различных формах.
Развитие теории аномии получило в работах Р. Мертона, в которых причина девиации объяснялась разрывом между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами деятельности, создает состояние аномии. Р.Мертон в зависимости от отношения людей к определяемым культурой целям своей деятельности и предоставляемым для их реализации социально-организованным средствам выделил пять типов возможного поведения:
1) подчинение (принятие целей и средств);
2) инновация (принятие целей и отрицания средств);
3) ритуализм(отрицание целей и принятие средств);
4) ретретизм, уход (отрицание и целей, и средств);
5) мятеж или бунт (отрицание целей и средств, с заменой их на новые).


Например, подчинение - не что иное, как нормативный тип поведения, или конформизм. Это наиболее социально одобряемый тип поведения людей. Инновация - это уже разновидность девиации, но позитивной направленности, связанной с поиском и использованием новых, более совершенных средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения очень важен для анализа, т.к. здесь все внимание уделяется достижению цели, характеру же избираемых средств не придается никакого значения. Ритуализм означает отрицательное отношение к целям вплоть до их забвения при сохранении прежних средств деятельности, способов поведения. Это так называемый ритуальный тип поведения, также являющийся формой проявления девиации (например, религиозная деятельность, бюрократизм и т.п.). Ретретизм связан с отрицанием целей жизни, и каких бы то ни было средств их достижения. Как форма девиантного поведения ретретизм связан с алкоголизмом, наркоманией, самоубийством. Мятеж или бунт означает отказ от прежде существующих целей и средств, с заменой их на новые путем коренных, революционных перемен. Это также является формой девиации, позитивной направленности, связанной с социальным творчеством.
В целом, оценка любого социального отклонения предполагает учет действия следующих факторов: во-первых, позиции интересов господствующих в обществе сил; во-вторых, с точки зрения той социальной общности, группы, в которой это отклонение имеет место; в-третьих, условия конкретного исторического времени и, в-четвертых, перспективы общественного развития.

Сущность и формы девиантного поведения.
В самом широком смысле слова девиация означает поступки или действия, выходящие за пределы общепринятых норм, отклонение от правил и стереотипов поведения в обществе. К примеру, Н.Смелзер девиацию определяет как соответствие или несоответствие поступков социальным ожиданиям. Узкая трактовка подразумевает негативное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение индивида или группы людей. В таком случае Н.Смелзер предлагает рассматривать девиацию как "отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя".
Девиации включают в себя как отклонения, связанные с тенденцией прогрессивного развития общества (различные формы социального творчества), так и отклонения, характер, масштаб и последствия которых представляют угрозу общественному развитию (преступность). Обычно предметом социологии отклоняющегося поведения предстают девиации с ярко выраженной направленностью (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и преступность). Нарушение юридических норм обозначают термином делинквентное поведение (преступное),как разновидность отклоняющегося поведения в широком смысле слова.
Сам по себе феномен социальных девиаций вполне объективен и закономерен, он обусловлен действием закона единства и борьбы противоположностей. Как форма проявления противоречий девиации отражают в себе противоречивый характер общественного развития, а целый их ряд несет в себе прогрессивный потенциал этого развития. Это объясняется тем, что социальные отклонения, не соответствующие различным социальным нормам, могут быть как позитивные, так и негативные.


Под позитивной девиацией понимается социальное творчество, различные формы социальной активности и новаторства, которые могут противоречить или не соответствовать сложившимся в обществе в конкретных исторических условиях нормам, шаблонам, стандартным поведениям, но в то же время содержать в себе огромное прогрессивное начало и в связи с этим встречать в общественном мнении либо одобрение, пусть даже скрытое, либо нейтральное отношение. Эти формы отклонений могут содержать в себе высокие нравственные, политические, этические и т.п. начала, отражать в себе ценности более высокого уровня, для широкого проявления которых общество еще не созрело (героизм, святость). Кроме того, в обществе немало таких отклонений, которые не несут в себе какой бы то ни было разрушительный потенциал, а отражают собой особенности той или иной субкультуры. Например, увлеченность молодежи 60-х годов музыкой "Битлз", следование моде "хиппи", преклонение перед "тяжелым роком" в 80-е годы и т.п.
Авторы книги "Социальные отклонения" правы, предлагая считать, что оценка любого социального отклонения зависит от оценки соответствующей социальной нормы и от ценностных ориентаций той социальной общности, которая обе эти оценки производит.
Американский социолог Н.Смелзер, отмечая, что "девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям", относит к девиантному поведению "поведение, отклоняющееся от норм группы и влекущее за собой изоляцию, лечение, исправление и другое наказание". В этом смысле Н.Смелзер отразил узкое понимание сущности девиантного поведения как поведения ярко выраженной негативной направленности, имеющее соответствующие последствия и для общества. Такой подход преобладает в социологии девиантного поведения.
Одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения, и в то же время биопсихосоциальным заболеванием является алкоголизм. Особенность действия алкоголя, как и наркотика, состоит в том, что он при частом употреблении формирует у человека сильную психическую и физиологическую зависимость, включаясь в качестве компонента в механизм обмена веществ.
Алкоголизм - это болезнь человека, имеющая часто очень тяжелые формы протекания. Как социальное отклонение, алкоголизм имеет очень широкое распространение, влечет за собой ярко выраженные последствия негативного характера, тесно связан и обусловливает другие формы социальных девиаций (преступность, суицид, аморализм). В этом и состоит главный социальный вред алкоголизма.
Наркомания представляет собой болезненное влечение к наркотическим средствам. Она оценивается как заболевание, выражающееся в непреодолимом влечении к наркотикам и постепенно приводящее к глубокому истощению физических и душевных сил человека, к его деградации, а часто и к гибели. А так как наркомания имеет серьезные отрицательные последствия не только для отдельного человека, но и для общества, она рассматривается как устойчивое социальное явление, как одна из форм отклоняющегося поведения. В этом смысле употребляется термин "наркотизм".


В основе влечения к наркотикам лежит эйфоризирующий эффект (чувство легкости и веселья), дополняющийся иллюзиями и галлюцинациями. При неоднократном употреблении наркотических веществ развиваются психологическая зависимость (непреодолимое влечение к ним), а затем и физическая зависимость (наркотический голод или абстиненция), выражающаяся в случае отсутствия наркотика в организме или снижения его концентрации в тяжелых физических страданиях ("ломка", проявляющаяся в тошноте, головокружении, ознобе, кашле, сердцебиении и т.п.). Систематическое употребление наркотических веществ и препаратов приводит к адаптации (толерантности) к ним организма, снижает галлюцигенный эффект и вызывает еще более выраженную потребность в них, причем во все увеличивающихся дозах. В России и на территории бывшего Советского Союза до 70-х годов проблема наркомании так остро, как за рубежом, не стояла. Сегодня в России наряду с алкоголизмом и психическими аномалиями актуализируется проблема наркомании. За последние пять лет число потребителей наркотических средств возросло более чем на 40 процентов и составляет цифру в 1, 5 млн. человек, а количество больных наркоманией увеличилось на 50 процентов и составляет более 38 тысяч человек (это лица, стоящие на учете в наркологических диспансерах). Специалисты прогнозируют увеличение числа употребляющих наркотики к 2000 году в пять раз, а хронических больных наркоманией будет более 120 тысяч, причем две трети этого числа составят молодые люди в возрасте до 30 лет.
Наркомания - это болезнь молодых людей, и поэтому среди привлекающихся к ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, - 56-60% составляет молодежь 18-30 лет. Наркомания распространена главным образом среди мужчин (91%) и в больших городах, 46% среди наркоманов составляют ранее судимые. Официальная статистика не полностью отражает реальное состояние дела, т.к. это социальное явление имеет латентные формы. Это своеобразный айсберг, подводная ("теневая", криминальная) часть которого глубоко скрыта.
Среди непосредственных причин наркомании можно указать неудовлетворенную потребность в самоутверждении, неудачи в жизни, отсутствие понимания, эмоциональной поддержки со стороны ближайшего социального окружения. По мнению Р.Мертона, наркомания есть вид ретретизма - результата длительной неудачи в достижении целей имеющимися средствами в силу неспособности или неготовности принять эти цели и средства.


Главная опасность наркомании не только в причинении физиологического вреда лицу, употребляющему наркотики, с вытекающей отсюда перспективой его деградации как личности (физиологическая зависимость возникает в организме после 7-12 уколов морфина, героин же достаточно попробовать 2-3 раза), а часто гибелью человека (незначительная передозировка синтетического наркотика "белый китаец" вызывает мгновенный летальный исход, возрастает возможность суицида и смерти в результате несчастного случая или преступления). Опасность в ярко выраженном социальном вреде. Общество теряет своих граждан, наркомания способствует распространению иных форм девиаций. Все это, естественно, ставит в разряд первоочередных активную, целенаправленную борьбу с ней.
Проституция является одной из форм девиантного поведения. Под ней понимается вступление в случайные внебрачные сексуальные отношения, лишенные чувственно-эмоционального, а часто и физиологического удовлетворения, осуществляемые за плату или иную форму вознаграждения.
Суицидальное поведение как относительно распространенное социальное явление является одной из форм отклоняющегося поведения и означает намеренное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относят завершенный суицид, попытки и намерения.
В силу своей парадоксальности самоубийство в истории человечества оценивалось по-разному: от категорического отрицания самой мысли о нем и осуждения попыток до признания достойным способом ухода из жизни. В разные исторические периоды развития человечества самоубийству давались различные нравственные и правовые оценки.
Первые социологические исследования суицидального поведения относятся к началу XIX века. Некоторые статистические закономерности распространенности самоубийств были установлены А.Кетле. Например, зависимость между количеством самоубийств и социально-экономическим состоянием общества: в странах со стабильным состоянием общества стабилен и уровень самоубийств и, наоборот, их количество возрастет во времена депрессий, социально-экономических и политических потрясений.
Классическим считается анализ самоубийств французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Его труд "Самоубийство: Социологический этюд", опубликованный в 1897 году, содержит исследование феномена самоубийства с социологической, нравственной, психологической, этнической и религиозной сторон.


Дюркгейм дает следующее определение: "самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидаемых его результатах. Покушение на самоубийство это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца".
Социальная природа самоубийств проявляется в относительной устойчивости их уровня в различных странах за определенные промежутки времени, такая же устойчивость характерна и для общей смертности у всех народов, достигших одного и того же уровня культуры. Социальная природа самоубийств проявляется в зависимости их уровня от состояния экономики. В периоды кризисов, спадов экономического производства, роста инфляционных процессов резко возрастает число суицидов.
В то же время интенсивность социально-экономического развития также обусловливает повышенный уровень суицидального поведения. Напротив, в периоды войн, стихийных бедствий и катастроф число самоубийств сокращается. Например, в Армении и Азербайджане во время разгула межнационального конфликта совершалось 4 самоубийства на 100 тыс. населения. Для сравнения: в России в начале 90-х годов совершалось 27-38 суицидов на 100 тыс. населения (в 1987 году было 19, а в дореволюционной России было 3 суицида на 100 тыс. населения), в Англии - 9 на 100 тыс., а среднеевропейский показатель равен 13 самоубийствам на 100 тыс. человек. Социальная природа самоубийств проявляется в их зависимости от региональных и этнических признаков. Так, традиционно высокий уровень суицидального поведения в Венгрии (43-46 случаев на 100 тыс. населения), в Литве (47 человек на 100 тыс. жителей), в Дании - 30 на 100 тыс., в Австрии - 27 на 100 тыс., в Финляндии - 24 на 100 тыс. А самый низкий уровень наблюдается на острове Мальта, в Египте, Сирии, Кувейте - 0, 3 случая на 100 тыс. жителей, в Греции - 3, 3 случая, в Испании - 4, 1.
Как показывают статистические данные, в России в последнее время смертность в результате несчастных случаев, отравлений и травм (сюда же входят и самоубийства) занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а в 70-е годы - 4 место.


Социальная природа суицида обусловливается и демографическими факторами. Так, в группе риска мужчин больше, чем женщин. Мужчины опережают своих спутниц по всем формам девиантного поведения. Самоубийства растут быстрее среди молодежи, особенно подростков до 19 лет. У молодежи главными причинами суицидального поведения являются внутриличностные и межличностные конфликты, связанные с первой влюбленностью, разочарованиями, противоречиями между ожиданиями и собственными возможностями в их реализации, растерянность перед жизнью, родительский и т.д.
Рост суицидальных попыток и суицидов в целом для людей среднего возраста во многом объясняется различными реактивными, психическими состояниями в ответ на повышение в последние годы социальной напряженности, утраты уверенности в завтрашнем дне, обостряющиеся материальные проблемы.
На состояние суицидального поведения оказывает влияние семейное положение человека, его социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе и профессии.
Уровень суицидального поведения находится в тесной корреляционной зависимости с другими формами девиации, прежде всего, алкоголизмом.
Остается открытым вопрос о так называемых "демонстративных самоубийствах", когда человек, желая кого-либо напугать или в целях шантажа, предвидя возможные последствия, имитирует самоубийство.
Весьма важной является проблема, когда имеет место самоубийство, осуществленное человеком в силу крайней необходимости, причем эта необходимость оценивается с позиции общественной значимости. Например, подвиг солдата, закрывшего собой огневую точку врага, чтобы спасти жизнь других людей, своих товарищей и т.п. В этом случае речь идет о самопожертвовании. То же мы можем сказать о сотруднике ГАИ, направившим свои "Жигули" под колеса многотонного грузовика с тем, чтобы предотвратить его столкновение с пассажирским автобусом.
Главным рычагом в решении проблемы суицидального поведения может стать действительная программа по социальной реабилитации лиц, подверженных психическим отклонениям и депрессиям.

   
 
   

Огл

Вопрос № 1: Завершите предложение необходимым словосочетанием: Разновидность социального контроля, представляющая совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения, либо его частью называется общественное … Диапазон баллов: от 0 до 1
  Мнение
  Сознание
  Бытие
  Отношение

ав

Вопрос № 2: Общественное состояние, которое характеризуется разложением системы традиционной системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества и противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства Э.Дюркгейм называл: Диапазон баллов: от 0 до 1
  революцией
  инфляцией
  аномией

ле

Вопрос № 3: Внешнее согласие с общепринятыми нормами называют … Диапазон баллов: от 0 до 1
  толерантностью
  ксенофобией
  конформизмом

ни

Вопрос № 4: Сам термин «социальный контроль» предложил Диапазон баллов: от 0 до 1
  К. Маркс
  О. Конт
  Г. Спенсер
  Г.Тард

е

Вопрос № 5: Назовите функции общественного мнения: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  экспрессивная
  познавательная
  консультативная
  директивная
  научно-теоретическая
Вопрос № 6: Представителями биологизаторских представлений о причинах девиации были… Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Ч.Ломброзо
  У.Шелдон
  Р.Мертон
  Э.Дюркгейм
Вопрос № 7: Какой термин применяется для обозначения совокупности норм, предписаний и санкций, обеспечивающих конформное поведение? Диапазон баллов: от 0 до 1
  социальный контроль
  социальная роль
  социальный статус
  социальная организация
Вопрос № 8: Назовите формы девиантного поведения, возникающие в ходе адаптации к условиям аномии, согласно Р.Мертону: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  конформизм
  инновации
  ритуализм
  ретритизм
  бунт (революция)
Вопрос № 9: Назовите представителей теории стигматизации: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Р.Квинни
  Э.Лемерт
  Г.Бекер
  К.Эриксон
Вопрос № 10: «Девиация определяется не самим поведением человека, его содержанием и мотивами, а неадекватной реакцией на такое поведение окружающих», - утверждают представители теории … Диапазон баллов: от 0 до 1
  стигматизации
  конфликта
  анемии
  культурного переноса
Вопрос № 11: Назовите основные признаки общественного мнения: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  коллективность
  социальный интерес
  дискуссионность
  элитарность
  компетентность
Вопрос № 12: Система вознаграждений за выполнение и наказаний за отклонение от норм называется Диапазон баллов: от 0 до 1
  нормами
  табу
  санкциями
Вопрос № 12: Система вознаграждений за выполнение и наказаний за отклонение от норм называется Диапазон баллов: от 0 до 1
  нормами
  табу
  санкциями
Вопрос № 13: Функции регулирования процесса социализации, интеграции индивидов, контроля отклоняющегося поведения, а также образцов и эталонов поведения выполняют социальные ... Диапазон баллов: от 0 до 1
  нормы
  отношения
  группы
  взаимодействия
Вопрос № 14: Автором "теории культурного переноса" был … Диапазон баллов: от 0 до 1
  Тард
  Маркс
  Козер
Вопрос № 15: С точки зрения теории конфликта, причиной девиантного поведения является: Диапазон баллов: от 0 до 1
  социальное неравенство
  генетическая предрасположенность
  особенности темперамента
  отсутствие должного воспитания
Вопрос № 16: Самопожертвование ради справедливой победы является… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Нормой
  Позитивной девиацией
  Негативной девиацией
  Аномией
Вопрос № 17: Существует 4 вида социальных санкций: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  групповые
  индивидуальные
  позитивные
  негативные
  формальные
  неформальные
Вопрос № 17: Существует 4 вида социальных санкций: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  групповые
  индивидуальные
  позитивные
  негативные
  формальные
  неформальные
Вопрос № 18: Как в типологии Р.Мертона называется тип поведения, предполагающий отрицание целей, провозглашаемых в обществе, но принимающий средства их достижения? Диапазон баллов: от 0 до 1
  конформистский
  инновационный
  ритуальный
  ретритизм
  революционный
Вопрос № 19: Автором «теории аномии» является ... Диапазон баллов: от 0 до 1
  Гобино
  Ратценхофер
  Дюркгейм Морено
Подождите, идёт загрузка курса  
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 8. Группы и общности как элементы социальной структуры → Тема 8. Лекция  
           

Тема 8. Лекция