Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение статистических и динамических законов.

Характерной чертой научного знания является его необходимость, т. е. обоснованность тех утверждений и выводов, которые признаются научными.

Научное знание отражает объективную реальность, а значит, необходи­мость этого знания обусловливается соответствующим принципом, дейст­вующим в самой объективной реальности. Это принцип детерминизма, сущ­ность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимо­связи явлений, процессов действительности. Частным случаем такой взаимо­связи выступает причинно-следственная связь. Каждый закон природы, от­крытый в процессе естественно-научного познания, как раз и представляет собой специфическую причинно-следственную связь.

Еще античные мыслители связывали необходимость знания с отражени­ем причинности, которая существует и действует объективно. Последова­тельное развитие принципа детерминизма как объективного основания необ­ходимости научных знаний находим в философии Нового времени. Осново­положники, казалось бы, противоположных направлений - эмпиризма и ра­ционализма - Бэкон и Декарт равным образом придавали решающее значе­ние в научном познании принципу причинности как объективному основа­нию и в мире вещей, и в научном познании.

В последующем детерминизм как основание научного знания развивался такими мыслителями, как Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, великими фран­цузскими материалистами. При этом образцом для них служила классическая механика, которая в XVIII веке и особенно в начале XIX века получила за­конченную математическую форму. Опираясь на механику, Лаплас сформу­лировал свою версию детерминизма, который впоследствии стали называть лапласовским. Согласно этому детерминизму, мир устроен таким образом, что из нынешнего его состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Для этого некоторому универсально­му разуму, названному «демон Лапласа», достаточно знать координаты и им­пульсы всех частиц во Вселенной, подставить их значения в дифференциаль­ные уравнения и решить эти уравнения. Мир - это множество событий, при­чинно связанных друг с другом. Их связь столь абсолютна, что в ней ничего нельзя изменить. Достаточно разорвать одну причинно-следственную связь, как тотчас же разрушится весь мир. Или, как говорил немецкий философ Ге­гель, уничтожение пылинки равносильно уничтожению всего мира. Но в то же время такое взаимодействие событий, согласно Лапласу, подчинено зако­нам механики. Причинность оказывается как бы внутри этой системы зако­нов. Объективная детерминация по Лапласу может быть представлена как отношение, как закономерная связь точек, поскольку события могут рассмат­риваться как точки. Главную роль принадлежит не взаимодействию вещей, которые, в сущности, исчезли в точечной структуре, а законам, система кото­рых и образует реальность строго детерминированного поведения. Но это и означает, что суть детерминизма - в строгой определенности законов. Такой детерминизм получил название помологического.

Вплоть до создания квантовой теории ученые в самых различных облас­тях науки стремились придать результатам своей научной деятельности фор­му абсолютной необходимости, т. е. абсолютного детерминизма. Законы, которые открывались и формулировались в этот период, получили название динамических, поскольку они имели форму абсолютной необходимости и ис­ключали какую-либо случайность. Если же такая форма в какой-то мере на­рушалась, то это считалось чем-то субъективным, недостатком самого науч­ного знания.

Сравнивая научную рациональность с другими формами рационально­сти, например философской или политической, легко обнаружить, что в них, хотя и признается детерминация, принципиально она не носит того абсолют­ного характера, как это имело место в научной рациональности. Здравый смысл, или обыденное сознание, также признает наличие причинности, необ­ходимости, но в такой форме, которая вовсе не исключает неопределенности, случайности, свободы воли. Ведь абсолютизация необходимости в лапласов-ском детерминизме, так же, как и в спинозовском, исключает всякую свободу воли, всякий произвол в действии. Но там, где нет свободного выбора по­ступка, нет и ответственности за этот поступок. Между тем здравый смысл полагает, что человек должен отвечать за свои поступки.

То же мы находим и в основных мировых религиях. Так, традиционное христианство признает возможность выбора между добром и злом в поведении человека. Только возможность такого выбора придает смысл понятию греха как одного из основных понятий христианства.

Дальнейшее развитие научной рациональности показало, что здравый смысл и религия в этом отношении ближе к истине, чем понимание принципа детерминизма, которое в течение трехсот лет доминировало в научном по­знании,

С открытием Гейзенбергом принципа неопределенности наука посте­пенно стала понимать относительность детерминации и универсальность не­определенности. Ученые стали осознавать, что необходимость не может быть абсолютной, поскольку она сама определяет себя через случайность, ос­новывается на случайности, закономерно с нею связана.

Л. Бриллюэн в своей книге «Научная неопределенность и информация» показал, что даже в самой классической механике, которая представляла со­бой абсолютный оплот лапласовского детерминизма, обнаруживается неоп­ределенность во многих ситуациях. Признание фундаментальности стати­стических законов, в которых действие случайности существенно и в прин­ципе не может быть равно нулю, так как в них совокупное действие случай­ностей определяет форму необходимости, окончательно утвердило мысль о том, что принцип детерминизма несмотря на его важность и универсальность нельзя рассматривать как абсолютную определенность реальных взаимодей­ствий и законов. Поэтому, в частности причинно-следственная связь, стала пониматься как некоторый процесс и вместо абсолютной причинно-следственной связи стали говорить о вероятностной причинности, т. е. о та­кой, которая допускает некоторый уровень неопределенности.

Обнаружение фундаментальной роли неопределенности привело неко­торых философов и методологов науки к выводу о том, что надо отказаться от принципа детерминизма вообще. Такая позиция называется индетерми­низмом. Однако любой индетерминизм ведет к отказу от представления о за­кономерности вообще, а следовательно, к уничтожению предмета научного знания. Очевидно, что для подавляющего большинства ученых такая поста­новка вопроса является совершенно неприемлемой, поэтому стали говорить о том, что произошло изменение самого понимания принципа детерминизма, а не отказ от этого принципа: абсолютный детерминизм был замещен относи­тельным (вероятностным, статистическим).