Принцип детерминизма в естествознании. Понятие индетерминизма. Соотношение статистических и динамических законов.
Характерной чертой научного знания является его необходимость, т. е. обоснованность тех утверждений и выводов, которые признаются научными.
Научное знание отражает объективную реальность, а значит, необходимость этого знания обусловливается соответствующим принципом, действующим в самой объективной реальности. Это принцип детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности. Частным случаем такой взаимосвязи выступает причинно-следственная связь. Каждый закон природы, открытый в процессе естественно-научного познания, как раз и представляет собой специфическую причинно-следственную связь.
Еще античные мыслители связывали необходимость знания с отражением причинности, которая существует и действует объективно. Последовательное развитие принципа детерминизма как объективного основания необходимости научных знаний находим в философии Нового времени. Основоположники, казалось бы, противоположных направлений - эмпиризма и рационализма - Бэкон и Декарт равным образом придавали решающее значение в научном познании принципу причинности как объективному основанию и в мире вещей, и в научном познании.
В последующем детерминизм как основание научного знания развивался такими мыслителями, как Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк, великими французскими материалистами. При этом образцом для них служила классическая механика, которая в XVIII веке и особенно в начале XIX века получила законченную математическую форму. Опираясь на механику, Лаплас сформулировал свою версию детерминизма, который впоследствии стали называть лапласовским. Согласно этому детерминизму, мир устроен таким образом, что из нынешнего его состояния можно однозначно вывести все, что было в прошлом, и предвидеть все, что будет. Для этого некоторому универсальному разуму, названному «демон Лапласа», достаточно знать координаты и импульсы всех частиц во Вселенной, подставить их значения в дифференциальные уравнения и решить эти уравнения. Мир - это множество событий, причинно связанных друг с другом. Их связь столь абсолютна, что в ней ничего нельзя изменить. Достаточно разорвать одну причинно-следственную связь, как тотчас же разрушится весь мир. Или, как говорил немецкий философ Гегель, уничтожение пылинки равносильно уничтожению всего мира. Но в то же время такое взаимодействие событий, согласно Лапласу, подчинено законам механики. Причинность оказывается как бы внутри этой системы законов. Объективная детерминация по Лапласу может быть представлена как отношение, как закономерная связь точек, поскольку события могут рассматриваться как точки. Главную роль принадлежит не взаимодействию вещей, которые, в сущности, исчезли в точечной структуре, а законам, система которых и образует реальность строго детерминированного поведения. Но это и означает, что суть детерминизма - в строгой определенности законов. Такой детерминизм получил название помологического.
Вплоть до создания квантовой теории ученые в самых различных областях науки стремились придать результатам своей научной деятельности форму абсолютной необходимости, т. е. абсолютного детерминизма. Законы, которые открывались и формулировались в этот период, получили название динамических, поскольку они имели форму абсолютной необходимости и исключали какую-либо случайность. Если же такая форма в какой-то мере нарушалась, то это считалось чем-то субъективным, недостатком самого научного знания.
Сравнивая научную рациональность с другими формами рациональности, например философской или политической, легко обнаружить, что в них, хотя и признается детерминация, принципиально она не носит того абсолютного характера, как это имело место в научной рациональности. Здравый смысл, или обыденное сознание, также признает наличие причинности, необходимости, но в такой форме, которая вовсе не исключает неопределенности, случайности, свободы воли. Ведь абсолютизация необходимости в лапласов-ском детерминизме, так же, как и в спинозовском, исключает всякую свободу воли, всякий произвол в действии. Но там, где нет свободного выбора поступка, нет и ответственности за этот поступок. Между тем здравый смысл полагает, что человек должен отвечать за свои поступки.
То же мы находим и в основных мировых религиях. Так, традиционное христианство признает возможность выбора между добром и злом в поведении человека. Только возможность такого выбора придает смысл понятию греха как одного из основных понятий христианства.
Дальнейшее развитие научной рациональности показало, что здравый смысл и религия в этом отношении ближе к истине, чем понимание принципа детерминизма, которое в течение трехсот лет доминировало в научном познании,
С открытием Гейзенбергом принципа неопределенности наука постепенно стала понимать относительность детерминации и универсальность неопределенности. Ученые стали осознавать, что необходимость не может быть абсолютной, поскольку она сама определяет себя через случайность, основывается на случайности, закономерно с нею связана.
Л. Бриллюэн в своей книге «Научная неопределенность и информация» показал, что даже в самой классической механике, которая представляла собой абсолютный оплот лапласовского детерминизма, обнаруживается неопределенность во многих ситуациях. Признание фундаментальности статистических законов, в которых действие случайности существенно и в принципе не может быть равно нулю, так как в них совокупное действие случайностей определяет форму необходимости, окончательно утвердило мысль о том, что принцип детерминизма несмотря на его важность и универсальность нельзя рассматривать как абсолютную определенность реальных взаимодействий и законов. Поэтому, в частности причинно-следственная связь, стала пониматься как некоторый процесс и вместо абсолютной причинно-следственной связи стали говорить о вероятностной причинности, т. е. о такой, которая допускает некоторый уровень неопределенности.
Обнаружение фундаментальной роли неопределенности привело некоторых философов и методологов науки к выводу о том, что надо отказаться от принципа детерминизма вообще. Такая позиция называется индетерминизмом. Однако любой индетерминизм ведет к отказу от представления о закономерности вообще, а следовательно, к уничтожению предмета научного знания. Очевидно, что для подавляющего большинства ученых такая постановка вопроса является совершенно неприемлемой, поэтому стали говорить о том, что произошло изменение самого понимания принципа детерминизма, а не отказ от этого принципа: абсолютный детерминизм был замещен относительным (вероятностным, статистическим).