Взаимосвязи между этапами процесса подготовки, принятия и реализации проектных решений

Наиболее часто выделяют три этапа (фазы) разработки управленческих решений. Это подготовка, принятие и реализация решения. Однако число конкретных шагов в рамках указанных этапов существенно различается. Учитывая, что рассматриваемый алгоритм является базовым, число таких шагов должно быть максимально возможным, а сам алгоритм не только логически последовательным, но и достаточно детальным.

 

Этап подготовки решений включает следующие шаги:

 

1. Формирование команды для подготовки решения;

 

2. Диагностика ситуации;

 

3. Разработка и обоснование системы целей;

 

4. Определение проблемы;

 

5. Анализ проблемы;

 

6. Формулировка критериев и ограничений;

 

7. Выдвижение альтернатив;

 

8. Анализ альтернатив;

 

9. Оценка альтернатив и последствий.

 

Этап принятия решений содержит следующие шаги:

 

1. Выбор альтернативы;

 

2. Принятие решения руководителем;

 

3. Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких уровней управления;

 

4. Доведение решений до исполнителей;

 

5. Принятие решения исполнителем;

 

6. Разработка плана действий;

 

7. Экспериментальная проверка;

 

8. Уточнение и корректировка принятых решений.

 

Этап реализации решения охватывает следующие шаги.

 

1. Организация исполнения решений.

 

2. Определение результатов и последствий.

 

3. Оценка и анализ результатов и последствий.

 

4. Организация обратной связи.

 

Каждый шаг любого этапа в общем случае включает ряд процедур. Первая процедура – сбор информации, вторая – обработка и анализ информации, третья – обоснование полученного результата и четвертая – его проверка.

 

На первый взгляд, последний этап при всей его самостоятельной значимости, не относится непосредственно к процессу разработки решения. Однако здесь необходимо учитывать ряд моментов:

 

· Одним из важнейших критериев при разработке решений является их выполнимость. Она в решающей мере зависит от конкретных исполнителей. Это должно быть учтено уже на стадии разработки;

 

· Необходимым требованием управления является обеспечение принципа обратной связи. Это также требует рассмотрения этапа реализации решения;

 

· Принимаемое решение основывается на опыте разработки решений, накопленном в предшествующие периоды.

 

Ясно, что и отдельные процедуры конкретного шага, и выделенные шаги определенного этапа разработки решения органически взаимосвязаны. Поэтому границы отдельных процедур в рамках конкретных шагов и даже границы самих шагов довольно условны.