Государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, структура должностей государственной гражданской службы.

1) Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную

служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Данный вид службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

2) Гражданский служащий – это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в

установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объёме предоставленных по ней обязанностей и прав.

В целях регламентации правового положения (статуса) государственного гражданского служащего в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» определяется понятие «государственный гражданский служащий» и устанавливаются его основные права и обязанности, а также ограничения и запреты на гражданской службе, требования к служебному поведению гражданского служащего.

Этот статус определяет не только содержание административно-служебных отношений. Он являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных законом. Тем самым фиксируется чёткий объём возможностей гражданских служащих, что и обеспечивает их самостоятельность и независимость от воли руководителя. В осуществлении своих прав и обязанностей гражданский служащий не зависит от руководителя.

3) Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:


1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных

подразделений (далее также – подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.

 

 

РЕЕСТРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон предусматривает два вида реестров должностей государственной гражданской службы: реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (п. 1) и реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (п. 2).

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы представляет собой перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, классифицированных по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам.

Исключение должности из указанного Реестра означает не просто изъятие сведений о ней, но и юридическое прекращение должности федеральной государственной гражданской службы. Коррективы Реестра влекут изменение данных о должностях федеральной государственной гражданской службы, что имеет прямое значение для каждого государственного органа, где такие должности были учреждены.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации также представляет собой перечень наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, распределенных в соответствии со структурой государственных органов. Структура реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации соответствует структуре Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы.

Классный чин гражданского служащего – это персонально присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определённому ведомству и заслугам.

Устанавливаются классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (должности гражданской службы).

Классные чины имеют пять наименований: секретарь, референт, советник, государственный советник Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации. В каждом классе чинов предусматривается три степени градации: I, II и III класс. Для отдельных видов гражданской службы предусмотрены другие специальные звания, например, для дипломатической службы предусмотрены дипломатические ранги.

Старшинство классных чинов определяется последовательностью их перечисления в группах. Всего установлено пять групп классных чинов:

− секретарь – младшая группа;

− референт – старшая группа;

− советник – ведущая группа;

− государственный советник – главная группа;

− действительный государственный советник – высшая группа.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается 
федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы.Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, а также соотношение классных 
чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. No 113. 


 

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТЯМ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 


Под квалификационными требованиями к должностям гражданской службы подразумеваются единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видолужбы подразумеваются единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей гражданской службы. Требования относятся ко всей системе должностей гражданской службы Российской Федерации безотносительно к уровню гражданской службы. 
Федеральным законодательством устанавливаются квалификационные требования к должностям гражданской службы в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. 
Конкретные квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности гражданской службы, определяются на основе типовых квалификационных характеристик и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Должностные регламенты должны содержать перечень конкретных обязанностей по должности и квалификационных требований к ней в зависимости от функциональных особенностей данной должности и предмета ведения соответствующего государственного органа.