Технология исследования состояния лексической стороны у дошкольников с ОНР

Активный словарь:

ü Существительные

Выясняется знание ребенком слов из лексических групп в соответствии с программными требованиями. Ребенку предлагается назвать предмет по его описанию, назвать предмет и его части, названия профессий, обобщающие понятия.

ü Глаголы

Животные, птицы и рыбы в движении, люди в движении, профессиональные действия людей.

ü Прилагательные

С 4-х лет знание основных цветов, с 5-ти лет – цвета и их оттенки. Характеристики величины: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий. Характеристики формы. Характеристики вкуса.

ü Антонимы

Подбор антонимов для различных частей речи предлагается с 6 лет.

Отмечается объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.

Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном, неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению.

Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

Лексические развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.