Значение и принципы делегирования полномочий. Котлярова

Делегирование как термин, используется в управлении, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При помощи делегирования руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые д.б. выполнены для достижения целей организации. Если какая-то задача или функция не делегирована др. лицу, руководитель вынужден решить ее сам, но способности руководителя ограничены.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение опред.задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду.

Принципы:

1. Диапазон контроля – существует оптимальное число работников, которые должны находится под контролем 1 руководителя, т.к есть предел того объема работ и числа подчиненных, которыми может эффективно управлять один человек, т.е. диапазоном контроля, который определяется исходя из учета факторов, способности человека руководить, способностей работников, размещения предприятия, степени мотивации, важности работы.

2.Фиксированная ответственность – делегирование полномочий – это разделение ответственности руководителя со своими починными. Полнота ответственности при этом остается за руководителем, она не м.б. с него снята.

3. Соотношение прав и обязанностей – при делегировании полномочий передаются не только обязанности, но и права без этого реального делегирования полномочий не получается.

4. Делегирование ответственности на возможно низший уровень управления – если руководитель сам выполняет рутинную работу, то он при осуществлении организационной функции отзывает от названного выше принципа.

5. Отчетность по отклонениям – данный принцип нацеливает подчиненных, получивших полномочия информировать начальника обо всех отклонениях от плана. Информация должна поступать к руководителю, который вправе принимать решение.

Причины нежелания руководителя делегировать полномочия:

Ø заблуждение, что я это лучше сделаю;

Ø отсутствие способности руководить;

Ø отсутствие доверия к подчиненным;

Ø боязнь риска;

Ø отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности.

Причины избежания делегирования:

Ø подчиненный считает удобнее спросить руководителя: что делать, чем решать проблему самому;

Ø подчиненный боится критики за совершенные ошибки;

Ø у подчиненного отсутствует информация и ресурсы для выполнения задания;

Ø у подчиненного уже имеется больше работы, чем он м. сделать;

Ø отсутствие у подчиненного уверенности в себе.