Архитектура античных городов: Афины.

АФИ́НЫ (Athenai) — столица Аттики, прославленный город Эллады и один из главных центров античного искусства. Находится почти в центре Греции, в 5 км от Эгейского моря; в древности Афины были связаны с портом Фалер, а затем с Пиреем — длинными стенами на случай осады. Афины — самая старая из столиц Европы, она была центром античного мира, когда другие блистательные города еще не существовали.

V век до н. э. — это время расцвета всех видов искусства. Ярче всего оно вырази­лось в создании Афинского Акрополя — высокого холма с ансамблем зданий. Акро­поль был гордостью афинян и вызывал восхищение соседних народов. Его строи­тельством руководил известный всей Греции архитектор и скульптор Фидий.

Ансамбль состоит из нескольких сооружений, красота которых раскрывает­ся зрителю постепенно, по мере движения от подножия Акрополя к его верши­не. Поднимаясь по ступенькам на холм, участники праздника сначала попадали в крытую проходную галерею — Пропи­леи. Боковые проходы служили для пеших афинян, а по среднему, где не было ступеней, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.

Справа от Пропилеи на краю обрыва стоит маленький храм. Он посвящен бескрылой Нике. Афиняне не хотели, чтобы победа улетела, покинув их.

Через пропилеи шествие выходило на широкую площадь, в центре которой вы­силась бронзовая девятиметровая статуя Афины Воительницы, созданная Фидием. Ее отлили из медных доспехов и оружия побежденных врагов. Позолоченный шлем и острие копья статуи блестели на солнце так ярко, что моряки видели их блеск еще издали, подплывая к Пирею.

Отсюда был виден и главный храм — Парфенон. Строителям Парфенона Иктину и Калликрату удалось создать в облике храма ощущение свободы и гар­монии. Рядом с его колоннами человек чувствует себя выше, стройнее, уверен­нее. Тайна знаменитого храма заклю­чается в возвеличивании человека.

Парфенон — образец идеальной правильности. На самом деле он по­строен с учетом особенностей челове­ческого зрения. Горизонтальные ли­нии храма имеют правильный изгиб вовне и вверх, так как идеальная прямая показалась бы слегка выгнутой. 46 колонн слегка наклонены к центру здания, но кажутся строго вертикальными. Расстояния между ними разные — колонны «стянуты» к углам, — но воспринимаются как оди­наковые. Все колонны к середине утолщаются и к капителям сужаются. Угловые колонны, видимые на фоне неба, толще остальных.

Парфенон кажется огромным, но он не так велик —70 м х 31 м х 10,4м. Внут­ри он был разделен на две части. В одной стояла статуя Афины высотой 12 мет­ров. Фидий создал ее из дерева и покрыл слоновой костью и золотом. Фронтоны Парфенона украшали изображения, прославляющие Афину.

На том месте, где по преданию, происходил спор Афины с Посейдоном, был тоже построен храм — Эрехтейон.В нем находились святыни города, деревянная статуя богини, упавшая с неба, могила царя Эрехтея, колодец с соленой водой, пробитый трезубцем Посейдона. У стены храма стояла священная олива, выросшая по воле Афи­ны. С южной стороны храм имел портик, знаменитый тем, что его кровлю держат не колонны, а фигуры дев (по-гречески — кор). Они восхищают изяществом и гордым величием, что было свойственно всей древнегреческой культуре.

В древних Афинах был водопровод, заканчивавшийся главным бассейном с фонтаном — эннеакруносом ("девятиструйным").

В старой части города, к северу от Акрополя, расположен выдающийся памятник — "Башня Ветров", восьмигранное сооружение, построенное в середине I в. до н. э. Там находились водяные часы — клепсидра и флюгер. Наружные стены украшены рельефами — аллегорическими фигурами ветров. С запада к Агоре примыкает холм Колонос Агорайос, на котором сохранились остатки Гефестейона — дорического храма V в. до н. э., посвященного Гефесту.