Виды и формы конкуренции в рыночной экономике
Одним из ключевых вопросов в данной проблеме является вопрос о видах конкуренции. Иногда выделяют следующие виды: ценовая и неценовая: добросовестная и недобросовестная; внутриотраслевая и межотраслевая; эффективная и неэффективная.
Однако вряд ли можно с этим согласиться. Первые два относятся не к видам, а к методам ведения конкуренции, четвертый - это оценка конкуренции.
Поэтому существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды и формы конкуренции:
а) сфера конкурентной борьбы;
б) характер конкурентной борьбы.
С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции.
Внутриотраслевая — это состязательность, борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.
Результатом этой конкуренции является установление единой среднеотраслевой цены на данный товар.
Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, предприятиями различных отраслей.
В результате этой конкуренции осу тсс шляется перелив капитала между отраслями и происходит процесс выравнивания различных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости товара в цену производства.
С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
Что касается свободной совершенной конкуренции, то она характеризуется следующими чертами:
1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.
2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизированные товары.
3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке.
4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.
5. Имеет место только ценовая конкуренция.
Если же имеет место нарушение вышеотмеченных признаков, to это - несовершенная конкуренция.
Существует несколько видов несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). Слово «монополия» происходит от греческих слов «монос» - один и «полео» - продаю. Монополия - это такое положение на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.
Основными чертами чистой монополии являются:
а) единственный продавец (монополист);
б) уникальность реализуемого товара, не имеющего заменителей (субститутов);
в) полный контроль над производством, сбытом и ценой данного товара;
г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.
2. Монополистическая конкуренция. Здесь также на рынке имеется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:
а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;
б) продается дифференцированный товар - но качеству, упаковке, набору услуг, в том числе после продаж:
в) методами ведения конкурентной борьбы являются как цена, так и качество товаров;
г) существует довольно легкая возможность вступления в отрасль.