Виды и формы конкуренции в рыночной экономике

Одним из ключевых вопросов в данной проблеме является вопрос о видах конкуренции. Иногда выделяют следующие виды: ценовая и неценовая: добросовестная и недобросовестная; внутриотраслевая и межотраслевая; эффективная и неэффективная.

Однако вряд ли можно с этим согласиться. Первые два относятся не к видам, а к методам ведения конкуренции, четвертый - это оценка конкуренции.

Поэтому существуют два основных критерия, по которым устанавливаются виды и формы конкуренции:

а) сфера конкурентной борьбы;

б) характер конкурентной борьбы.

С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции.

Внутриотраслевая — это состязательность, борьба между субъектами экономики внутри данной отрасли.

Результатом этой конкуренции является установление единой среднеотраслевой цены на данный товар.

Межотраслевая - это конкуренция между фирмами, предприятиями различных отраслей.

В результате этой конкуренции осу тсс шляется перелив капитала между отраслями и происходит процесс выравнивания различных прибылей в единую среднюю Р' и превращение стоимости товара в цену производства.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.

Что касается свободной совершенной конкуренции, то она характеризуется следующими чертами:

1. На рынке множество покупателей и продавцов, но ни одна из этих групп не может влиять на рыночные цены.

2. Для продажи предлагаются одинаковые стандартизированные товары.

3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке.

4. Покупатели и продавцы могут свободно входить и выходить на рынок и из него. Нет барьеров для создания новых фирм.

5. Имеет место только ценовая конкуренция.

Если же имеет место нарушение вышеотмеченных признаков, to это - несовершенная конкуренция.

Существует несколько видов несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия. Прямая противоположность свободной (совершенной, чистой) конкуренции). Слово «монополия» происходит от греческих слов «монос» - один и «полео» - продаю. Монополия - это такое положение на рынке, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение в производстве и продаже товара.

Основными чертами чистой монополии являются:

а) единственный продавец (монополист);

б) уникальность реализуемого товара, не имеющего заменителей (субститутов);

в) полный контроль над производством, сбытом и ценой данного товара;

г) вход в отрасль чистой монополии заблокирован.

2. Монополистическая конкуренция. Здесь также на рынке имеется множество фирм, но эта конкуренция отличается от свободной:

а) каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченное влияние на уровень рыночных цен;

б) продается дифференцированный товар - но качеству, упаковке, набору услуг, в том числе после продаж:

в) методами ведения конкурентной борьбы являются как цена, так и качество товаров;

г) существует довольно легкая возможность вступления в отрасль.