Тема 2 История становления и развития социологии

1. История становления и современное состояние западной социологии.

2. Российская и советская социология.

3. Развитие социологии в Казахстане.

Современные исследователи, отвечая на вопрос «Когда появилась социология?» придерживаются одной из двух точек зрения:

1. Социология существует столько же, сколько и само общество. Идеи Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Гоббса и др. мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей ХIХ – ХХ вв.

2. Социология сформировалась в середине – конце ХIХ века, когда Огюст Конт,

Карл Маркс, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и др. ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее традиционной философии, истории, психологии.

Можно выделить пять основных этапов в развитии социологии: протосоциология, классическая, неоклассическая, постклассическая, постмодернистская социология.

Этап протосоциологии. Впервые создание новой науки об обществе сформулировал французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). В своем главном произведении «Курс позитивной философии» мыслитель предложил назвать новую науку об обществе социологией. Возможность и необходимость такой науки Конт обосновал, сформулировав закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции, согласно которому интеллектуальное развитие человечества проходит три этапа:

– теологическая стадия (охватывает период с древности до конца XIII века),

когда человек объяснял все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. д.;

– метафизическая стадия (период с XIV до конца XVIII века), когда объяснение

окружающего мира достигалось за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями;

– позитивная стадия (начинается в XIX веке), которая характеризуется отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходом к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений.

Социология, согласно О.Конту, включает политэкономию и часть психологии и подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования общества) и социальную динамику (изучение законов прогрессивного развития). Социальная статика выделяет структуру общества в виде трёх институтов: семья, государство и религия.

Второй после Конта крупнейший представитель позитивизма в социологии – английский ученый, эволюционистГерберт Спенсер (1820 – 1903). Основными его работами являются «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» и др.

Спенсер исследовал эволюцию как всеобщую тенденцию развития, проявляющуюся в росте и усложнении объектов путем дифференциации их частей, выполняющих различные функции, и интеграции этих частей в единое целое. Согласно Г.Спенсеру, эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую, надорганическую, которая и является предметом социологии. В отличие от своих последователей, Спенсер указывал на различия общества и организма. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот – оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую взаимосвязь отдельных частей в целом (государственная власть). Задача социологии – изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Альтернативой позитивистскому проекту науки об обществе в середине XIX века была концепция материалистического понимания истории, сформулированная немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 – 1883). Маркс полагал, что «не идеи управляют миром», а материальные интересы, обусловленные участием людей в производстве и распределении благ. Знание закономерности социально-исторического развития было

необходимо Марксу для обоснования программы политической борьбы и преобразования общества на принципах ликвидации собственности, неравенства, государственной власти. Соавтором Маркса был Энгельс Фридрих – немецкий философ, социолог, автор работ «Революция в науке господина Евгения Дюринга», «Происхождение семьи, частной

собственности и государства», «Диалектика природы» и др. В основе социологии марксизма – объективные законы развития общества, которые позволили представить развитие человечества как объективный и закономерный естественноисторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной (первобытнообщинная – рабовладельческая – феодальная – капиталистическая – коммунистическая). Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно-экономических отношений, которые определяют особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации. В результате несоответствия производительных сил производственным отношениям происходит смена общественно-экономических формаций: один тип общества сменяется другим.

Труды Конта, Спенсера, Маркса, Энгельса объединяет общая идея разработки собственно научного подхода к изучению социальных явлений и процессов, концептуальных основ развития социологии, но оставшихся органичной частью философских и мировоззренческих доктрин.

Классическая социология. На рубеже ХIХ и ХХ веков наиболее актуальной проблематикой для социологов стало определение предмета и метода науки. Решающую роль в развитии представлений о предмете и методе социологии сыграла концепция социологизма, разработанная французским ученым Эмилем Дюркгеймом (1858 – 1917). Основу теории Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Он считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию.

Представителем классической социологии является Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии. Социология – это наука, стремящаяся понять социальные действия и взаимодействия и объяснить социальные процессы. Согласно Веберу, сущность понимающей социологии заключается в том, что если действия человека осмысленны и внутренне ориентированы на что-либо, то социолог должен разобраться не только в их содержании и в их возможных последствиях для других людей, но и в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Иными словами, надо осмыслить и понять содержание духовного мира субъекта социального действия.

Большой вклад в развитие теоретической социологии внесли современники и соотечественники М.Вебера – Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Вернер.

return false">ссылка скрыта

В конце ХIХ века внутри социологии возникла дифференциация на теоретически и эмпирически ориентированные исследования. Американский социолог Албион Смолл (1854 – 1926) – организатор Чикагской школы социологии, отстаивал идею о том, что предметом социологии должны быть конкретные социальные проблемы, а результатом – программа практических действий по решению этих проблем. К числу классических теорий можно отнести работы американского социолога Ф.Гиддингса, австро-венгерского социолога Л.Гумпловича, итальянского социолога В.Парето. Этап классической социологии – это формирование и развитие социологии как научной дисциплины, имеющей собственную предметную область и собственные методы исследовательской работы.

Неоклассическая социология. В середине 20-х гг. ХХ века Питирим Александрович Сорокин(1889 – 1968). в работе «Современные социологические теории» дал систематизацию всех классических концепций, и современная социология представлена как интегральный синтез идей и методов, разработанных в ХIХ – начале ХХ века. Сорокин настаивал на соединении теоретической и эмпирической социологии, критикуя отвлеченное теоретизирование и бессмысленный сбор фактов. Сорокин назвал свой подход интегрализмом и применил при разработке теории социальной стратификации и мобильности и теории социокультурной динамики.

С середины 30-х гг. ХХ века Талкотт Парсонс (1902 – 1979) создал общую теорию социального действия и методологию структурно-функционального анализа. Социальное действие человека, по Т. Парсонсу, имеет рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние четыре относительно независимые системы действия (биологическая, культурная, социальная и личная), каждая из которых выполняет определенную функцию. Формирование этих систем и влияние их друг на друга Т. Парсонс назвал процессом институционализации, т.е. созданием такой социальной системы, которая действует сама по себе, вне зависимости от того, кто конкретно из людей участвует во взаимодействии. Ученым была создана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня и любой эпохи. Учениками и последователями Парсонса в 1940 – 1950-х гг. были разработаны частные социологические теории: теория социальной группы Дж.Хоманса; теория социальной стратификации К. Дэвиса и У. Мура; теория социального конфликта Л. Козера; теория общества Э. Шилза.

Франкфрутская школа – сообщество германских ученых, которое на протяжении 1920 – 1970-х гг. вело исследования социальных процессов, руководствуясь идеей обновления марксизма. С конца 1920-х гг. сначала в США, а затем в Европе стала развиваться прикладная социология. Правительство и предприниматели рассматривали социологию как важный инструмент для преодоления социальных конфликтов и совершенствования социального управления. Была разработана специальная методика проведения социологических исследований, был использован математический и статистический аппарат моделирования и социального эксперимента.

Постклассическая социология. Период 1960 – 1970-х гг. выразился в критике господствовавших макросоциологических, позитивистских и объективистских представлений о предмете, методах и предназначении социологии, а также в создании множества альтернативных концепций, претендующих на статус парадигмы. Это концепции были ориентированы на межиндивидуальные взаимодействия. Постмодернистская социология. Здесь можно выделить три основные тенденции:

• сформировалась постиндустриальная экономика, где выше ценятся навыки обработки информации и налаживания коммуникации – целенаправленного и эффективного бщения с людьми; • стала развиваться постидеологическая политика; • возникла постмодернистская культура. К концу 1970-х гг. в самой социологии проявилось стремление к интеграции различных подходов, ранее считавшихся взаимоисключающими. Этим отмечены наиболее значительные теоретические разработки 1980-х гг.: конструктивистский структурализм П. Бурдье; теория структурации Э. Гидденса; теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Современная западная социология – чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представляющее множество различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью и политической ориентацией. Согласно шведскому социологу М. Монсону, в современной западно-социологической мысли выделяются четыре основных направления:

1) изучение закономерностей общества в целом (школа структурно-функционального анализа Т. Парсонса, теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа);

2) изучение личности, внутреннего мира человека, его побудительных мотивов (символический интеракционизм Г. Блумера, феноменология А. Шюца, Т. Лукмана, этнометодология Г. Гарфинкеля, А. Сикурела);

3) изучение механизма процесса взаимодействия общества и индивида (теория действия, или теория обмена Дж. Хоманса);

4) марксистское направление, отличительная особенность которого состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм Г. Маркузе).

Классификацию Монсона необходимо дополнить идеей когерентности (связи социологических теорий), возможности объединения структурных теорий в интегративную социологическую теорию (Ю. Хабермас, М. Хечтер, Дж. Александер, Р. Коллинз, Б. Хиндес и др.).

2 Российская и советская социологияВ 1890 – 1900 гг. в русской социологии складывается ряд направлений:

1. Географическое направление представлено в работах Л.И. Мечникова и А.П. Щапова, которые объясняют неравномерность общественного развития влиянием географических условий.

2. Органическая школа, которая представлена работами Е.В. де Роберти, А.И. Стронина, П.Ф. Лилиенфельда, Я.А. Новикова. В основе теории Роберти понятие надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии – простые психофизические отношения и психологические взаимодействия. Позитивное содержание его концепции состоит в идее

решающей роли культурных факторов в мотивах человеческого поведения.

3. Социолого-юридическое (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяновский). Представители развивали проблему взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве.

4. Субъективная школа – самое значительноители развивали проблему взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве.

4. Субъективная школа – самое значительное явление в российской социологии, которое ориентировалось на изучение человека в его специфическом социальном измерении.

5. Марксистская школа в социологии. К ней относятся М.И. Туган-Барановский, А.А. Богданов, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, хотя их взгляды существенно различались.

Современные ученые: Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.