Официальные документы, гос. Символы, знаки муниципальных образований и их проекты (особенности авторско-правовой охраны).

Статья 1264.

Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).

Разработчик проекта официального документа имеет в отношении него право авторства, т.е. фактически признается его автором.

Однако с момента, когда созданный им проект приобретает публичный характер (его исполнение начинает обеспечиваться силой государственной власти, власти органа местного самоуправления), перестает быть проектом и превращается в документ, исходящий от государственного или муниципального органа, разработчик такого проекта не становится автоматически автором официального документа, принятого на его основе.

Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание. Таким образом, под охрану авторским правом могут попасть произведения любой степени сложности, также как и любой степени достоинства, и абсолютно в любой области. Значение имеет не область, в которой автор себя выражает, а непосредственно само выражение, или иначе говоря: "облачение идей автора в форму".

Законодательство не содержит признаков и основных критериев, позволяющих выделить особенности, присущие официальным документам. Тем не менее, руководствуясь нормами ГК РФ и отдельных федеральных законов, в частности ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 года, представляется возможным назвать несколько их свойств.

Во-первых, официальный документ исходит от органа государственной власти или муниципального органа или международных организаций. В данном случае должностные лица являются представителями названных субъектов и выступают от имени последних. Во-вторых, официальный документ имеет, как правило публичный характер (он может относиться к неопределенному кругу лиц, но может содержать и индивидуальные решения.

В-третьих, официальный документ должен быть выражен в объективной форме, независимо от факта их опубликования (официальные документы могут существовать в письменной форме, в виде звукозаписи, видеозаписи, на электронном носителе и т.п.).

ГК РФ специально не называет лицо, создавшее проект официального документа его автором. У такого лица есть только право авторства и право на обнародование оставленного им проекта документа.

Официальные документы разрабатываются должностными лицами тех или иных органов власти в силе их должностных обязанностей. Такое лицо действует от имени публично-правового образования, он как бы выступает его представителем, выражает его интересы. Поэтому должностное лицо не может быть признано автором текста официального документа, пусть оно и участвовало в его написании.

Разработчик проекта официального документа имеет в отношении него право авторства, т.е. фактически признается его автором. Однако с момента, когда созданный им проект приобретает публичный характер (его исполнение начинает обеспечиваться силой государственной власти, власти органа местного самоуправления), перестает быть проектом и превращается в документ, исходящий от государственного или муниципального органа, разработчик такого проекта не становится автоматически автором официального документа, принятого на его основе.

Право авторства разработчика проекта официального документа, символа или знака, законодатель специально выделил в отдельную статью. Дело в том, что данное право имеет особенности, не позволяющие рассматривать его в составе общего правового регулирования право авторства на иные объекты авторского права. Безусловно, следует признать наличие определенных авторских прав у разработчиков текстов официальных документов, в частности право авторства и право на обнародование. Однако, количество и содержание таких прав существенно меньше комплекса авторских прав, которыми обладают авторы оригинальных произведений.

Разработчик законопроекта не вправе претендовать на авторское вознаграждение, если такой проект разрабатывался им на основании гражданско-правового или трудового договора с соответствующим органом. Разработчик проекта вступает в правоотношения либо со своим контрагентом по договору подряда, либо со своим работодателем по трудовому договору.