Виды тестов

Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида
По предмету тестирования (какое качество оценивается) Интеллектуальные Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
Личностные Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности (тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты)
Межличностные Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах
Практические тестовые задания Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения.
По особенностям используемых задач Образные задания Задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.
Вербальные тесты Задания на оперирование словами (определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т.п.)
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.
Аппаратурные С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
По объекту оценки Процессуальные Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, например, процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. (тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и тесты интеллекта).
Тесты состояний и свойств Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
Особая группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. (тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест)

Многие задания, которые используются в тестах, имеют ком­плексный характер, т.е. включают в себя и практические, и тео­ретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкива­ется человек в реальной жизни, являются комплексными по ха­рактеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусствен­ной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.