Виды тестов
Признак группы | Название вида теста | Краткая характеристика вида |
По предмету тестирования (какое качество оценивается) | Интеллектуальные | Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь. |
Личностные | Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности (тесты на установки, характерологические тесты, интересы, темперамент и мотивационные тесты) | |
Межличностные | Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах | |
Практические тестовые задания | Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения. | |
По особенностям используемых задач | Образные задания | Задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями. |
Вербальные тесты | Задания на оперирование словами (определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т.п.) | |
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым | Бланковые | Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п. |
Аппаратурные | С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ. | |
По объекту оценки | Процессуальные | Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, например, процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе. |
Тесты достижений | Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др. (тесты успеваемости, тесты творческих возможностей, тесты способностей, сенсорно-моторные тесты и тесты интеллекта). | |
Тесты состояний и свойств | Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др. | |
Особая группа | Проективные тесты | Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д. (тест Рор-шаха, Тематический Апперцептивный Тест) |
Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.