Законодательство РБ об охране и использовании памятников отечественной истории и культуры.
Законодательство об охране историко-культурного наследия как система отраслевых правовых норм начала формироваться в первой четверти XX столетия. До этого времени большинство памятников истории, культуры, архитектуры и искусства находились в частной собственности, в связи с чем ответственность за повреждения памятников наступала по законам об ответственности за посягательства на частную собственность.
Осознание необходимости и важности сохранения для потомков достижений культуры, воплощенных в ценностях исторических предметов, мест и зданий, археологических пластов, способствовало принятию государственных мер по сохранению памятников. Одним из первых таковых актов можно считать постановление Временного рабоче-крестьянского правительства БССР от 30 января 1919 г. «О передаче культурных ценностей науки и искусства, которые находятся в усадьбах и разных учреждениях, Комиссариату просвещения и об организации их учета, охраны и сбора»1. Этим документом предписывалось всем учреждениям передать отделам народного образования находящиеся у них на учете культурные ценности.
В некоторых нормативно-правовых актах первых лет советской государственности отчетливо просматриваются основные принципы охранной деятельности государства в данной сфере: запрет на отчуждение памятников старины без разрешений специально уполномоченных органов; воспрещение вывоза предметов старины за границу; принятие мер по предотвращению разрушений памятников и др. Таким правовым документом является постановление СНК от 5 июля 1926 г. «О порядке охраны памятников старины, искусства, быта и природы, объявленных государственным достоянием»5.
В дальнейшем система охраны, учета и использования историко-культурного наследия регулировалась общесоюзным законодательством, а также принятыми на его основе республиканскими нормативными актами.
Важным этапом нормативного регулирования вопросов охраны и использования историко-культурного наследия стало принятие 26 декабря 1969 г. закона БССР «Об охране памятников культуры»7. Этот первый белорусский закон, принятый в данной сфере культуры, установил ряд императивов, впоследствии перенесенных в законодательные акты, а именно: учет и охрана государством всех находящихся на территории Белоруссии памятников; ведение государственных списков памятников; сосредоточение вопросов управления и контроля историко-культурным наследием (учет, охрана, реставрация, использование и пропаганда) в органах Министерства культуры республики; установление зон охраны недвижимых памятников и др.
29 октября 1976 г. был принят закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»8, утвердивший структуру органов охраны памятников в союзных республиках (в том числе и БССР). Закон разграничил компетенцию союзных, республиканских и местных органов. Он установил классификацию памятников истории и культуры по видам: памятники истории, памятники археологии, памятники архитектуры и градостроительства, памятники искусства, документальные памятники.
Фактически воспроизвел основные положения указанного выше союзного нормативного акта закон БССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»9, с введением которого утратил силу прежний закон БССР «Об охране памятников культуры». Данный закон действовал в Беларуси с 1978 по ноябрь 1992 г., а некоторые его положения сохраняли юридическую силу и в 1993 г В 80-е гг. минувшего столетия также принимались важные нормативные акты, прежде всего на общесоюзном уровне
После провозглашения Беларусью независимости начался новый период в сфере охраны культурного наследия страны. Связан он с принятием закона «Об охране историко-культурного наследия», положившего начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области. В дальнейшем в данный закон неоднократно вносились изменения - в большинстве случаев редакционного характера. В 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила право граждан на участие в культурной жизни (ст. 51). Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
В соответствии со ст. 54 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин обязан беречь историко-культурное наследие и другие национальные ценности. В Основном Законе Беларуси определены правовые основы деятельности органов государства в области культурного строительства, охраны и использования культурных ценностей, а также в регулировании всех общественных отношений.
Вслед за Конституцией Республики Беларусь к верхнему уровню иерархии нормативно-правовых актов об охране историко-культурных ценностей следует отнести законы «Об охране историко-культурного наследия», «О культуре в Республике Беларусь»17, «О музеях и Музейном фонде Республика Беларусь»18, «Об особо охраняемых природных территориях»19 (в части определения статуса национального парка и заповедника), «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности»20, Гражданский кодекс Республики Беларусь, «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь»21, «О библиотечном деле в Республике Беларусь»22.
Важные нормативно-правовые акты23 приняты в 2001-2003 гг.
Большое значение для сохранения исторического наследия имеет принятое 23 июля 2001 г. постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1085 «О первоочередных мерах по сохранению и возрождению исторических центров городов Беларуси»24.
Этим законом упразднено разделение памятников по видам, все объекты объединены общим родовым понятием «историко-культурная ценность», минимизированы формы общественного контроля за охраной и использованием историко-культурного наследия.
В контексте государственных мер по восстановлению исторического наследия находится Программа мероприятий по реставрации дворцо-во-паркового ансамбля в г. Несвиже и замкового комплекса в г. п. Мир, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1370 от 2 октября 2002 г. 9 января 2006 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь".
Принятие Закона Республики Беларусь "Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь" было вызвано необходимостью устранить недостатки правового регулирования, выявленные в процессе реализации норм Закона 1992 года "Об охране историко-культурного наследия".
Новый Закон компактнее по сравнению с действующим, он стал более удобным и понятным для правоприменителя, количество статей уменьшилось с 98 до 61.
.