Кояндинско – Ботовская ярмарка

В 1848 г. в 52 верстах от Каркаралинской казачьей станицы был открыт меновой торг. Основатель ярмарки был ялуторовский (из г. Ялуторовка Тобольской губернии) купец В.И. Ботов.

Ежегодная ярмарка проходила с 15 июня по 15 июля. (первоначально территория ярмарки – 2 кв. версты) Позже вся Талдинская степь превратилась в место оживленной торговли (11 верств длину и 5 верст в ширину)

В 1890 г. имелись 1 церковь, 199 торговых, 42 жилых помещения и 707 юрт. Особой популярностью у посетителей ярмарки пользовались кумысни. Министерство финансов построило здесь здание Государственного банка. В конце торговых рядов находился так называемый «чиновничий квартал», где располагались отделение Гос. банка , торгово – телеграфная контора, дома – гостиницы для уездного начальника, мирового судьи , ветеринарных и медицинских врачей, служителей полиции.

Ежегодные обороты ярмарки составляли до 2-3 млн. руб. Казахи проводили волостные съезды, чрезвычайные волостные съезды биев. Ярмарка проводилась ежегодно вплоть до 1924 г. и имела огромное значение в развитии торговли в Каз. степи.

Ярмарки служили местом общения представителей разных родов, племен, народов, местом проведения крупных спортивных мероприятий, местом посещения знаменитых каз. композиторов и поэтов, местом составления петиций в высшие органы власти( в 1905 г. на Кояндинской ярмарке была составлена знаменитая Каркаралинская петиция – коллективное прошение в письменной форме, обращенное к властям).

На рубеже 19 -20 вв. важность ярмарок начинает падать :

- казахи переходят к земледелию

- усилилась стационарная торговля в уездных и и областных центрах

Ст. торговля широко развита в городах, которые служили как бы складами для фабрично – заводской продукции. Усиление ст. торговли в городах ослабляло разъездную и ярмарочную. Заметное расширение получило развитие торгово – денежных отношений.

П. Голованов о торговле в Акмоле «… при первом взгляде кажется, что киргизы и вообще инородцы преобладают в этом городе … киргизы толкутся на базарной площади, наполняют лавки и магазины … множество киргиз ежедневно являются в город с кумысом за покупками для продажи степных продуктов. Все магазины и лавки переполнены ими…»

Каз-н служил и транзитной территорией для заграничной торговли с Китаем и Монголией.

В 1860 г. в Урге (Улан Батор) открыта первая коммерческая фирма. Рос. – монг. торговля преимущественно осуществлялась через Зайсан, У-Каменогорск, Семипалатинск.

По Петербургскому соглашению 1881 г. с Китаем царизм получил право беспощлинной торговли по всей территории Монголии. Были учреждены консульства в городах Кобдо и Улясутай. Монголия находилась в зависимости от Китая торговля с этим краем не получила заметного развития.

В первой половине 19 в. основные торговые сделки с Китаем осуществлялись в городе Кяхта.

Во второй половине 19 в.(1851 – Кульджинское соглашение с Китаем) произошли существенные изменения в торговых отношениях между 2 государствами. В торговле Каз-на с Китаем важное значение – Сем-ск, Зайсан, Бухтарма, Петропавловск.

В 50-60 –е гг. 19 в. рос-кит. торговля осуществлялась и по семиреченскому пути. Основные торговые пункты – Капал и Верный.

Со второй половине 60-х до начала 80 –х гг. 19 в. происходит ослабление торговых отношений.

1881 – Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась Китаю, для России этот договор предусматривал право беспошлинной торговли на территории всего Западного Китая.

В среде торговцев большим уважением и влиянием пользовались такие люди: Жандыбайулы, Жетикулы, Шаянбайулы, Жакыпулы.

В конце 19 в. наметилась тенденция роста торговых контактов через Семиреченский край.

1883 – купец Вали Ухан Юлдашев открыл прямой водный путь по реке Или до крепости Суйдун.

Главный товар, который пользовался широким спросом у каз. купцов – чай, а основным товаром вывозимый на восток – скот.

В конце 19 в. намечается тенденция к ослаблению торгово – экономических контактов Каз-на с Китаем.

Грунтовые дороги по времени появления занимали первое место, шоссейных дорог в Каз-не не было. Грунтовые дороги пересекали практически всю территорию Каз-на. Активизация передвижения по ним происходит со второй половины 18 в. По времени она совпала с усилением торговли между Россией и Каз-ном.

В 1745 г. между У-Каменогорском и Омском была учреждена казенная гоньба, для чего было построено 5 станций. Содержание почты и ямской повинности в Степи было возложено на казаков. Основными перевозчиками товаров на грунтовых дорогах были казахи.

Водный транспорт был развит по Иртышу( в начале – в военных целях, позже перевозки стали приобретать мирный и торговый хар-р). До 19 в. для перевозки грузов использовались коноводки (пара лошадей приводила в движение 2 бортовых колеса.)- из-за быстрого течения широкого распространения они не получили., в основном использовались для переправ через реку.

Первые паровые суда появились на Иртыше в начале 60-х гг. 19 в.

Первый пароход прошел от Омска до Сем-ска в 1862 г.

На рубеже 19-20 вв. между Сем-ском и Тобольском курсировало около 40 пароходов

( строились в Тюмени)

Гл. перевозочные товары – уголь, хлеб, соль, зелень и продукты скотоводства. Плоты от верх. Иртыша до Омска..

Движение на Урале запрещено из-за необходимости сохранения рыбных запасов.

Морское движение – на Каспийском море. Между Гурьевом и Астраханью – пароходы.

Развитие промышленности, торговли, сети дорог, городов привели к появлению в крае банков.

В 1871 г. – Петропавловск, первый в Каз-не городской общественный банк.

В 1875 – Ташкент, отделение Гос. банка, подобные – в Уральске, Сем-ске, Верном.

Филиалы Сибирского торгового банка – в Омске, Сем-ске, Акмолинске, Верном, Кустанае, Павлодаре.

В начале 20 в. из числа казахов появляются состоятельные лица, имевшие вклады до 300 тыс. руб.