Влияние национального стиля на содержание менеджмента.
Стиль руководства – способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей
Интернационализация бизнеса предопределяет необходимость повышения степени осведомленности менеджеров о специфике культур, в контексте которых им приходится оперировать. Тем более что эффективные в одной культуре методы управления невозможно безболезненно перенести в другую, а менеджеры, воспитанные в различных культурах, придерживаются разных мнений о поведении руководителей.
Национальность менеджеров оказывает значительное влияние на отношение к стилю руководства. Данный факт следует учитывать в управлении многонациональными компаниями, и в частности то, что «распространенные в некоей стране методы менеджмента применимы в других странах только в ограниченной степени»
В мировой практике существует 2 основных стиля управления предприятием.
- Американский стиль управления
- Японский стиль управления
Рассмотрим их особенности по основным пунктам:
Американский стиль управления
1. Основная часть капитала – у физ.лиц.
2. Цель корпорации – норма прибыли, удовлетворение желаний акционеров (постоянная смена собственности, краткосрочные цели, плановый горизонт 1 – 3 года)
3. Вмешательство государства – минимально
4. Многоступенчатость, авторитарность («Я»), соревнование между сотрудниками
5. Найм работников – на относительно короткое время
6. Принятие решений – индивидуальное
7. Ответственность – индивидуальная
8. Избирательное отношение к работнику
9. Развитая система соц.льгот и гарантий
Японский стиль управления
1. Основная часть капитала – у юр.лиц.
2. Цель корпорации – масса прибыли (долгосрочные стратегии, плановый горизонт 5 – 10 лет, работа на перспективу)
3. Вмешательство государства – высоко (спец.гос.министерство по планам структурной политики организаций)
4. Минимальная структура иерархичности, коллективность, командная работа («МЫ»)
5. Найм работников – на длительный период, пожизненно, семейные традиции
6. Принятие решений – коллективное
7. Ответственность – коллективная
8. Целостный подход к работнику как к личности
9. Распространена практика моральных поощрений, выработка «корпоративного духа»