Влияние национального стиля на содержание менеджмента.

Стиль руководства – способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей

Интернационализация бизнеса предопределяет необходимость повышения степени осведомленности менеджеров о специфике культур, в контексте которых им приходится оперировать. Тем более что эффективные в одной культуре методы управления невозможно безболезненно перенести в другую, а менеджеры, воспитанные в различных культурах, придерживаются разных мнений о поведении руководителей.

Национальность менеджеров оказывает значительное влияние на отношение к стилю руководства. Данный факт следует учитывать в управлении многонациональными компаниями, и в частности то, что «распространенные в некоей стране методы менеджмента применимы в других странах только в ограниченной степени»

В мировой практике существует 2 основных стиля управления предприятием.

- Американский стиль управления

- Японский стиль управления

Рассмотрим их особенности по основным пунктам:

Американский стиль управления

1. Основная часть капитала – у физ.лиц.

2. Цель корпорации – норма прибыли, удовлетворение желаний акционеров (постоянная смена собственности, краткосрочные цели, плановый горизонт 1 – 3 года)

3. Вмешательство государства – минимально

4. Многоступенчатость, авторитарность («Я»), соревнование между сотрудниками

5. Найм работников – на относительно короткое время

6. Принятие решений – индивидуальное

7. Ответственность – индивидуальная

8. Избирательное отношение к работнику

9. Развитая система соц.льгот и гарантий

 

Японский стиль управления

1. Основная часть капитала – у юр.лиц.

2. Цель корпорации – масса прибыли (долгосрочные стратегии, плановый горизонт 5 – 10 лет, работа на перспективу)

3. Вмешательство государства – высоко (спец.гос.министерство по планам структурной политики организаций)

4. Минимальная структура иерархичности, коллективность, командная работа («МЫ»)

5. Найм работников – на длительный период, пожизненно, семейные традиции

6. Принятие решений – коллективное

7. Ответственность – коллективная

8. Целостный подход к работнику как к личности

9. Распространена практика моральных поощрений, выработка «корпоративного духа»