Дорогу осилит идущий

В девятнадцатом веке была такая поговорка: «Положение хуже губернаторского». И она соответствовала истине, поскольку в чуть ли не каждого главу тогдашнего российского региона революционеры норовили бросить бомбу или пальнуть из револьвера. Прошло сто лет, и эта пословица вновь стала актуальной. Опять судьба каждого губернатора вроде повисла на волоске.

Начну с того, что суровые испытания несла с собой бюджетная реформа. Как сообщала «Российская газета» - официальный орган Правительства РФ - только 2-3 субъекта федерации успели подготовить к ней необходимую законодательную базу. Чувашия по праву вошла в их число, поскольку все необходимые документы - указы Президента, законодательные и другие нормативные правовые документы, связанные с реформами и направленные на социальную защиту людей, в республике были приняты заблаговременно.

С одной стороны, хорошо, что федеральные власти решились самым серьезным образом проинвентаризировать и разграничить расходные полномочия между разными уровнями власти, т.е. наконец-то решить вопрос - какой уровень власти должен отвечать перед гражданами за те или иные обязательства. Шаг необходимый и серьезный. Но, с другой стороны, когда произвели все расчеты, обнаружилось, что федеральный центр на свой уровень забирает весьма ограниченный круг льготников с наименьшими расходами, а большая часть расходов переносится на уровень регионов.

По новым федеральным законам Чувашии передавались дополнительные обязательства по социальным льготам более чем на 2 млрд. рублей. Например, только закон о ветеранах тянул почти на 500 млн. рублей. Это без учета монетизации жилищно-коммунальных услуг. Еще прибавьте государственные пособия гражданам, имеющим детей, на защиту детей-сирот, находящихся под опекой, на льготы по ЖКУ для сельской интеллигенции… Кроме того, необходимо было сохранить надбавки к заработной плате работникам в сельской местности, которые отменили на уровне Российской Федерации. И так далее.

При этом федеральный центр взял на себя весьма малочисленную группу льготников - это Герои Советского Союза, Герои России, кавалеры ордена Славы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды. Зато снял с себя гарантии в отношении выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления сами должны были изыскивать деньги для этого. Для Чувашии, где 40 процентов населения проживают в сельской местности, серьезным ударом стала отмена двух федеральных законов о государственной поддержке села - о социальном развитии села и о государственном регулировании агропромышленного комплекса. Теперь эти расходы тоже не учитывались федеральным центром в межбюджетных трансфертах, и, соответственно, либо поддержки не будет вовсе, как в ряде регионов России, либо деньги нужно будет изыскивать самому субъекту федерации.

Как только начали появляться даже не законы, а проекты федеральных законов, мы в Чувашии уже приняли ряд указов предупредительного характера, которые заблаговременно определили политику в области государственной поддержки сельского хозяйства и социальной защиты населения республики. Вместо двух отмененных федеральных законов о государственной поддержке села мной были изданы два указа. В соответствии с Указом о мерах по сохранению государственной поддержки агропромышленного комплекса сельхозпредприятия Чувашии независимо от решения на федеральном уровне по-прежнему могли рассчитывать на реальную поддержку со стороны республиканских властей. Второй касался социального развития села. Приняли указ «О дополнительных мерах по социальной защите и стимулированию оплаты труда работников культуры и искусства», который существенно поддерживал работников культуры Чувашии: с января у них повышалась зарплата в полтора раза и даже выше.

Завершая газификацию, Чувашия широкомасштабно приступила к решению проблемы питьевой воды, которая в целом ряде районов и городов отличается низким качеством. Уже имелись первые практические результаты в Канаше, Вурнарах, Ядрине, Чебоксарах. Но это было лишь начало большой и важной работы во всех городах и районах республики. На основе этих указов Кабинетом Министров в короткие сроки были разработаны соответствующие законопроекты по социальной защите населения, которые своевременно приняли депутаты Государственного Совета.

И что интересно, эти шаги не остались незамеченными даже на международном уровне. Мировое рейтинговое агентство «Moody’s» повысило положительный кредитный рейтинг Чувашской Республики еще на несколько ступеней. Эксперты отмечали высокое качество бюджетного администрирования, заметную динамику роста доходов и покупательной способности населения республики, хорошие темпы в реформировании социально-экономической сферы. Экономика Чувашии развивалась динамично. Рост реального промышленного производства значительно опережал среднероссийские показатели, хотя те во многом основывались на экспорте ресурсов. А мы полагались только на себя.

На качественно новый уровень выходила реализация очередной приоритетной государственной задачи - решение проблемы доступности жилья для населения. Для этого мы приняли новую программу. Задумали развивать политику жилищного строительства в наиболее приемлемых и эффективных формах, например, в виде ипотечной программы для молодых семей. Но при осуществлении всех этих планов пришлось учитывать и политический фактор.

Только затихли споры о том, какое количество сроков дозволительно находится на своем посту руководителям субъектов федерации, как внезапно вступили в силу новые правила игры. Прямые выборы губернаторов были отмены, фактически Президент страны стал назначать руководителей регионов напрямую с согласия местных законодательных органов власти.

Опять же приходится повториться: все новое – это хорошо забытое старое. Сразу после событий августа 1991 года некоторых глав регионов назначали указами из Кремля. Профессиональными качествами, компетенцией, образованием особо не интересовались, порой определяющим был один критерий – насколько красноречиво деятель регионального масштаба выступал на митингах. И государственный секретарь Геннадий Бурбулис позже мне рассказывал, что среди новоиспеченных глав администрации огромных территорий оказалось несколько пациентов психиатрических клиник.

Те кадровые просчеты восприняли лишь как досадные недоразумения. Казалось некоторым, что кадры нужно всего лишь глубже просвечивать «рентгеном» и все будет в порядке, можно доверять им штурвал республик, краев, областей. Такая деформация есть у нас всех: нам удобно быть холопами у барина. Когда есть барин, все защищены, да и крыша есть над головой. Он может нанять, но иногда и пинка дать под зад. Зато всегда будет подачка с барского стола, с голоду не позволит умереть. Холопы всегда воевали за своих хозяев даже во время революции, потому что дорожили своим удобным положением. И если преданно служить, то можно гарантировать себе практически пожизненное феодальное существование. «Servum pecus» - «стадо рабов», - презрительно говорили о таких римляне.

А ведь это рудимент, атавизм, проявление тоталитарного режима. В свое время генеральный секретарь все мог регулировать из Москвы, и это желание сильной руки, видимо, сидит очень глубоко на генетическом уровне. И в то же время крайне неприятно отражается на процессах развития и федерализма, и демократии. Получается, что и жителям регионов наверху не доверяют.

Ладно, отменили выборность губернаторов, поскольку народ еще не созрел до того, чтобы самостоятельно выбирать себе воеводу. Но взамен тогда должна быть введена объективная шкала оценок для глав регионов. И четкий закон о степени его ответственности за положение дел на вверенной территории. Действительно, ежегодно стал составляться доклад о деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации. В нем сотни позиций, несметное количество цифр, каждую из которых вышестоящие инстанции проверяют и перепроверяют. И что? Да ничего. Не знаю, учитывался ли когда-нибудь этот документ при переназначении глав регионов. Хотя Чувашия все годы мониторинга по этим показателям эффективности работы исполнительной власти занимала 5-6 места по России. Ни Татарстан, ни Башкортостан, ни Нижегородская область, тем более Кировская область или республики Марий Эл и Мордовия и близко не могли подойти к уровню Чувашии.

А власть фактически все время уходит совершенно в другую плоскость, политической целесообразности сохранения или не сохранения кого-то в должности. Ведь если мы строим демократичное общество, нельзя так не доверять народу. Народ сам должен сказать, годится политик или не годится. Кому-то кажется, что отклонение от демократии выгодно по соображениям целесообразности, для укрепления экономики страны, а на самом деле это оборачивается бумерангом, и разрушает государство. Главе государства просто нужно заставить работать всех своих надзирателей, которые тысячами сидят в каждом регионе РФ. Сколько у нас работников прокуратуры, ФСБ, налоговых инспекций, антимонопольного комитета, финансовой разведки и прочих разных управлений?

В каждом субъекте РФ вы найдете армию федеральных чиновников, которые получают огромную зарплату и являются, по сути, надзирателями за тем, как соблюдается федеральное законодательство в регионах. И про многих известно лишь то, что никому неизвестно, чем они занимаются. А ведь всех их содержат не олигархи, а учителя, пенсионеры и медицинские работники. Об этом, кстати, говорил, и Ельцину, и Путину. Надо проявить политическую волю и не загромождать дополнительными казенными структурами и так забюрократизированное российское государство. Не справляются с обязанностями - надо просто снимать с должности. Если прокурор, надзирающий за Татарстаном, Чувашией, Нижегородской областью, плохо работает, надо снимать его. Если начальник управления ФСБ плохо работает, надо его убирать и найти нормального работника. Но не надо размножать бюрократию.

Фактически вновь оказался единственным среди лидеров субъектов федерации, кто выступил против назначения губернаторов. Все пытался доказать, что нельзя отказываться от фундаментальных ценностей из-за того, что в некоторых регионах плохие руководители. Не могу сказать, что меня вообще отказывались слушать. На самом высоком уровне вникали, даже во многом соглашались. Но однозначно давали понять, что выбор сделан и обратного пути нет. А мне предстояло решить, могу ли я продолжать свою работу во вновь сложившихся условиях. Нашлись и коллеги, которые взялись подсказать, какое решение будет правильным.

В республику приехал глава Совета Федерации С. Миронов. Он стал убеждать, что наиболее оптимальный вариант в такой ситуации – это поиск каких-то противовесов. Сергей Михайлович считал, что в бюджетном процессе руководители регионов должны играть более заметную роль.

«Да вы же вскоре сможете отклонять государственный бюджет в случае, если в нем не будут учтены пожелания субъектов федерации, - говорил он очень горячо. - Руководителям исполнительной и законодательных ветвей власти регионов надо дать возможность напрямую сказать свое слово и на первом этапе подготовки проекта бюджета, и при его принятии».

Потом С. Миронов перешел на менее официальный язык: «Согласись, Николай Васильевич, при новом порядке назначения губернаторов хоть какая-то управа на коррупцию появляется, - убеждал он меня в нашей беседе тет-а-тет. - Ты же сам знаешь, что некоторых местных царьков уже бульдозером из их кресел не вытащишь. Они на любых выборах научились получать свыше ста процентов голосов». Далее речь пошла о Чувашии. С. Миронов назвал произошедшие перемены разительными, Чебоксары, по его словам, стали прекрасным волжским городом.

«В Новочебоксарске посетил ваш «венгерский квартал» - дома, строящиеся с привлечением инвестиций венгерских банков, - продолжил спикер сената. - Получается, что сегодня на республику смотрит вся Россия. Успешная реализация этого проекта станет положительным сигналом для зарубежных инвесторов. Благодаря Чувашии развитие экономического сотрудничества нашей страны со странами Евросоюза в жилищной сфере может подняться на совершенно новый уровень. Представляешь, сколько людей вам спасибо скажут. А привлекательность региона напрямую зависит от его политической и экономической стабильности и грамотного управления им, как в Чувашии. Поэтому насчет выдвижения возможных кандидатов на пост главы Чувашии у меня сомнений нет Знаешь, от добра добра не ищут. Авторитет у тебя очень высок. Бывает, что за десятилетия напряженной работы у политиков накапливается усталость, нет блеска в глазах, про тебя такого не скажешь. Поэтому не приходится сомневаться в том, кто является лучшим кандидатом. К тому же, когда Владимир Путин решает, кого рекомендовать на пост главы субъекта федерации, то всегда смотрит, что сделано за минувшие годы, как развивался регион. А в Чувашии есть, что оценить положительно. Поэтому тянуть не следует, ставь вопрос о доверии».

Полпред Сергей Кириенко, будучи в Чувашии в июле, также открытым текстом в интервью средствам массовой информации говорил, что не видит альтернативы: «Считаю, что Чувашия за последние годы во многих областях является одним из наиболее успешно развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Если хорошо получается, зачем что-то менять? На мой взгляд, одним из главных кандидатов на пост Президента Чувашии, безусловно, является действующий глава региона».

В то же время и в Москве, и в республике многие считали, что мое время прошло. По их логике, Путину незачем далее было терпеть постоянного оппозиционера, вечно чем-то недовольного и поднимающего неудобные вопросы. Однако вопрос решился на удивление гладко. До истечения срока полномочий я поставил вопрос о доверии перед Президентом, а он предложил Госсовету мою кандидатуру на новый срок. И поздравительную телеграмму прислал теплую: «За годы плодотворной работы на высоком государственном посту Вы зарекомендовали себя как ответственный руководитель, энергичный и принципиальный человек. Уверен, что и впредь, опираясь на глубокое знание региональных проблем и, конечно, оказанное доверие, Вы будете эффективно решать задачи по всестороннему развитию республики, повышению уровня жизни ее жителей».

На инаугурацию приехал С. Кириенко, который, как всегда, блеснул красноречием.

«Наделение Николая Федорова полномочиями главы региона - это не просто аванс доверия, это оценка большой и плодотворной работы. И оценка, на мой взгляд, абсолютно заслуженная», - сказал он на церемонии.

Полпред Президента в ПФО назвал Чувашию удивительной республикой, которая по природным ресурсам и стартовому потенциалу находится на последних местах в России. Но с точки зрения конкурентоспособности по целому ряду показателей за счет трудолюбия, правильного и умного руководства республика оказывается одной из лучших или просто лучшей в Российской Федерации, что вызывает особое уважение.

Сергей Владиленович взял себе за правило на инаугурациях глав регионов вручать именинникам по три подарка. Причем, он никогда не повторялся. И нынче Кириенко блеснул оригинальностью. Полпред преподнес мне фонарь начальника железнодорожной станции, «чтобы всем инвесторам и всем начинаниям в республике всегда был зеленый свет». Кириенко напомнил, что в начале 90-х Чувашия была тупиковой железнодорожной веткой со всеми вытекающими последствиями. За это время ситуация в республике кардинально изменилась. Удалось поменять ситуацию наоборот, и из тупиковой станции Чебоксары и Чувашия стали центром отправления железнодорожных маршрутов, - сказал Кириенко.

Зал аплодирует, а Сергей Владиленович, словно фокусник, щелкает пальцами и на сцену выкатывают тележку с огромным арбузом в обрамлении различных фруктов. Полпред опять же очень красноречиво говорит о том, что Чувашию возглавляет неугомонный человек, каждый год у него обязательно новые планы, новые идеи и новые проекты. И вообще, дескать, не случайно Президент России принял решение о внесении кандидатуры Николая Федорова в канун Яблочного Спаса, когда начинают собирать плоды и заготавливать их впрок. У него, то есть, извините за нескромность, у меня, регулярно получается то, что сначала казалось нереальным. «У вас на яблонях, если надо, будут расти и арбузы», - сказал полпред.

А еще он вооружил меня стартовым пистолетом и подвел под третий сувенир соответствующую идеологическую базу. По его данным, количество занимающихся спортом в республике примерно в три раза больше, чем в среднем по России. Чувашские спортсмены славятся своим мастерством в легкой атлетике, особенно в марафонском беге, что показывает и опыт работы самого Президента республики, сказал Кириенко. Тут он был совершенно прав, четвертый заход на президентский срок, иначе как сверхдальней дистанцией не назовешь. Поднял ствол пистолета к потолку, нажал на курок. А Кириенко торжественно продекламировал: «Старт дан!»