Экономика отраслевых рынков.

19. Фирма как субъект отраслевых рынков. Типология рыночных структур на отраслевых рынках: основные классификационные признаки и характеристики.

Бизнес (фирмы) делится на две группы. При этом первая поставляет готовую продукцию на рынок товаров и услуг. Вторая группа обслуживает эти производящие фирмы. К ним относятся институты рыночной инфраструктуры (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Все необходимое для бизнеса они закупают на ресурсном рынке и рынке труда, выступая тем самым одним из их фундаментальных звеньев. Денежные средства, временно не задействованные в бизнесе, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие деньги получают на этом же рынке в виде кредитов. Доходы, получаемые субъектами бизнеса, также облагаются налогами, а правила поведения фирм устанавливаются государством.
Фирмы могут выступать как в виде отдельных лиц, так и сложных иерархических организаций, главной функцией которых является преобразование ресурсов в блага, и выполняют столь же двойственную функцию, как и домохозяйства, с той лишь разницей, что на рынке факторов производства они выступают в роли покупателей, а на рынке благ – в роли продавцов.

Модели рынка и их характерные признаки

20. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевой рынок: понятие, виды и характеристики.

«Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых но­вым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбран­ной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.»
К таким же результатам при­водит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками.
Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры. Рассмотрим сначала нестратегические барьеры.
К нестратегическим барьерам входа на рынок и выхода относятся следующие факторы:
1. положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск;
2. вертикальная интеграция;
3. диверсификация деятельности фирмы;
4. дифференциация продукта;
5. эластичность и темпы роста спроса;
6. иностранная конкуренция;
7. институциональные барьеры
Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим про­никновению новых фирм в данную отрасль. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли — увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.»
Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбыто­вой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют соз­давать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения.

Выходные барьеры

Конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).

Примерами выходных барьеров могут служить:

· необходимость списания крупных инвестиций;

· нежелание утратить свой имидж;

· честолюбие менеджера;

· вмешательство правительства;

· профсоюзная оппозиция;

· протесты поставщиков и клиентов.

Таким образом, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуации, когда предприятия, преуспевающие в новых отраслях, упорно держатся за свое прежнее дело, несмотря на потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для предприятий, образующихся в соответствующих отраслях.

21. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в отраслевой организации рынков: цели, формы, инструменты и эффекты.

Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения как форма взаимоотношений между продавцами с целью ограничения конкуренции. Внешние эффекты в отношениях между производителями и потредниками как причина стремления фирм вертикально интегрироваться. Проблема двойного ценообразования. Риск безответственности и морального ущерба. Проблема "безбилетника" в отношениях производителя и посредника.

Вертикальная интеграция как форма контроля над собственностью. Виды вертикальной интеграции. Интеграция фактора (интеграция "назад") и интеграция продукта (интеграция "вперед"). Издержки вертикальной интеграции: уменьшение уровня разделения труда и специализации; усложнение процессов управления; увеличение затрат на совершение сделок, связанных со слияниями и поглощениями; создание дополнительных барьеров входа и усиление монопольной власти. Стимулы к вертикальной интеграции: возможность снижать трансакционные издержки; стремление к "двойной надбавке", стремление снизить давление государственного регулирования, снижение общего риска хозяйствования, снижение потерь от деятельности монополиста.

Вертикальные ограничения как форма контроля над поведением. Вертикальные ограничения на монопсонических рынках, при отношениях давальчества и толлинга, при использовании ненадежных альтернативных форм расчетов (бартер, векселя, казначейские обязательства). Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьютерами. Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.

Зарубежный опыт государственной политики по отношению к вертикальной интеграции. Особенности вертикального контроля в российской экономике.

Основные понятия

Вертикальная интеграция - процесс объединения в рамках одной фирмы последовательных стадий выпуска продукта.

Вертикальные ограничения - запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих контрагентов в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукта.

Интеграция продукта - покупка фирмой-владельцем ресурсов последующих стадий обработки и сбыта товара.

Интеграция фактора - покупка фирмой-владельцем производства товара предыдущих стадий его изготовления, включая факторы производства.

Исключительное право продажи - требование от фирмы сбыта товара только по определенным каналам реализации.

Право "исключительной территории" - требование от фирмы сбыта товара только на определенной территории и для определенного круга клиентов.

Квазиинтеграция - вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования.

Моральный ущерб - издержки, связанные с изменением поведения партнера в нежелательную сторону после заключения соглашения.

Риск "безответственности" - опасность изменения поведения контрагента в нежелательную сторону после заключения соглашения.

Франшиза - плата за предоставление возможности пользоваться каналами сбыта или другими инструментами воздействия на спрос другой фирмы.