Можно ли научить ребенка разговору со сверстниками

Если посадить двух малышей 5-6 лет вместе и пред­ложить им побеседовать друг с другом, они будут не­мало удивлены. Если постараться облегчить детям си­туацию и предложить, например, побеседовать о толь­ко что прочитанной книге, результат даже у детей семи лет будет примерно тем же. В чем дело? Ведь они так часто и много разговаривают и делятся своими пере­живаниями. Оказывается, детским разговорам свой­ственна спонтанность. Они возникают зачастую без ви­димой причины неосознанно для самих детей. Когда же и при каких обстоятельствах чаще всего дети разго­варивают друг с другом?

Самыми характерными являются беседы, возникаю­щие между детьми при совместном выполнении какого-либо задания. И именно в этих случаях мы, взрослые, обычно изо всех сил препятствуем таким контактам.

Если это происходит на занятиях, то такие разговоры воспринимаются воспитателями как ненужная помеха основной деятельности. Детям постоянно напоминают, что разговаривать нельзя, что нужно выполнять свои действия молча. И хотя в принципе это невозможно, взрослые неукоснительно соблюдают это требование. Правы ли они?

Для ответа на этот вопрос мы попытались выяснить, при каких обстоятельствах создаются наиболее эффек­тивные условия для разговоров дошкольников. Оказа­лось, что многие виды совместной деятельности детей не только не способствуют речевым контактам, но в полном смысле слова даже препятствуют им. Так, например, в условиях игры, носящей соревновательный характер, дошкольники обмениваются лишь короткими репликами. И это понятно, такие игры целиком и пол­ностью захватывают ребенка, требуется проявить себя ловким, умелым, сообразительным. Какие уж тут разго­воры! А разговаривают в таких ситуациях чаще всего те дети, которые не могут победить. Они много спорят, доказывают свою правоту и почти никогда не находят при этом поддержки у своих товарищей, ведь им в это время не до бесед.

Совместное прослушивание детьми художественных произведений настолько завораживает дошкольни­ков, что дальнейшее обсуждение становится невоз­можным. Дети долго находятся под впечатлением и если впоследствии обсуждают прочитанное, то, как правило, мы, взрослые, об этом не знаем.

И только в условиях специальных практических за­нятий, которые регулярно проводятся в детских садах, малыши могут проявить внимание к говорящему парт­неру. Почему? По-видимому, имеет значение то, что в это время у них ограниченные возможности для сво­бодного передвижения: они не могут, когда захотят, встать со своего места и уйти. Занятия лепкой, рисо­ванием, конструированием создают особые условия для речевого общения сверстников. Мешать этому взаимодействию детей не следует.

Вместе с тем настоящего внимания к говорящему партнеру у дошкольников еще нет. Дети не всегда сосредоточиваются на движущихся губах и лице парт­нера, а гораздо чаще наблюдают за его действиями. Детские диалоги быстро распадаются, ведь настояще­го речевого общения без внимательного отношения к собеседнику быть не может. Вот почему каждый ребе­нок нуждается в специальной подготовке к такому взаимодействию. Особенно полезным становится в свя­зи с этим общение с детьми не только одного возраста, но и с теми, кто младше или старше них. Разновозраст­ное общение требует значительно большего внимания к партнеру. В контактах с младшим малыш стремится быть понятым, говорит более отчетливо и даже иногда не забывает спросить: «Понятно?» Он всегда является инициатором такого взаимодействия, и следовательно, от него требуются определенные умения, способ­ствующие таким разговорам.

Вот, например, Игорь К. четырех лет показывает детскую книжку совсем маленькой сестренке, ей всего два года. Интересно, что книжка перевернута вверх ногами, но как ни странно Игорю это обстоятельство нисколько не мешает. Он что-то показывает ей пальчи­ком, рассказывает, и это продолжается довольно долго. Как же необычайно внимателен он к ней! «Видишь?», «Смотри», «Вот здесь» и т. д. Только с помощью речи удается мальчику так долго владеть вниманием доволь­но непоседливой и совсем еще маленькой сестренки.

По отношению к старшим детям внимание усили­вается еще больше. У них свои игры и свои разговоры, и так хочется скорее включиться в более «взрослую» жизнь. В условиях семьи, состоящей из нескольких де­тей, такие контакты осуществляются ежедневно и име­ют исключительное значение для речевого развития малыша. Если же в семье только один ребенок, следует всячески поощрять включение в круг его общения де­тей разного возраста. Мы склонны считать, что созда­ние специальных условий для бесед между детьми яв­ляется основным средством научения разговору со сверстниками. Ведь мы не может диктовать ребенку, что и как он должен говорить своему товарищу, не мо­жем заранее учить, как нужно разговаривать с другими ребятами (медленно, с хорошей дикцией, глядя в глаза партнеру и т.д.). Если бы наши дети и смогли следовать подобным указаниям (а к счастью, они этого никогда не делают), то от этого непосредственное общение детей сразу распалось бы. Живая действительность детского общения является в данном случае прекрас­ным условием развития этой исключительно важной человеческой способности.