Можно ли научить ребенка разговору со сверстниками
Если посадить двух малышей 5-6 лет вместе и предложить им побеседовать друг с другом, они будут немало удивлены. Если постараться облегчить детям ситуацию и предложить, например, побеседовать о только что прочитанной книге, результат даже у детей семи лет будет примерно тем же. В чем дело? Ведь они так часто и много разговаривают и делятся своими переживаниями. Оказывается, детским разговорам свойственна спонтанность. Они возникают зачастую без видимой причины неосознанно для самих детей. Когда же и при каких обстоятельствах чаще всего дети разговаривают друг с другом?
Самыми характерными являются беседы, возникающие между детьми при совместном выполнении какого-либо задания. И именно в этих случаях мы, взрослые, обычно изо всех сил препятствуем таким контактам.
Если это происходит на занятиях, то такие разговоры воспринимаются воспитателями как ненужная помеха основной деятельности. Детям постоянно напоминают, что разговаривать нельзя, что нужно выполнять свои действия молча. И хотя в принципе это невозможно, взрослые неукоснительно соблюдают это требование. Правы ли они?
Для ответа на этот вопрос мы попытались выяснить, при каких обстоятельствах создаются наиболее эффективные условия для разговоров дошкольников. Оказалось, что многие виды совместной деятельности детей не только не способствуют речевым контактам, но в полном смысле слова даже препятствуют им. Так, например, в условиях игры, носящей соревновательный характер, дошкольники обмениваются лишь короткими репликами. И это понятно, такие игры целиком и полностью захватывают ребенка, требуется проявить себя ловким, умелым, сообразительным. Какие уж тут разговоры! А разговаривают в таких ситуациях чаще всего те дети, которые не могут победить. Они много спорят, доказывают свою правоту и почти никогда не находят при этом поддержки у своих товарищей, ведь им в это время не до бесед.
Совместное прослушивание детьми художественных произведений настолько завораживает дошкольников, что дальнейшее обсуждение становится невозможным. Дети долго находятся под впечатлением и если впоследствии обсуждают прочитанное, то, как правило, мы, взрослые, об этом не знаем.
И только в условиях специальных практических занятий, которые регулярно проводятся в детских садах, малыши могут проявить внимание к говорящему партнеру. Почему? По-видимому, имеет значение то, что в это время у них ограниченные возможности для свободного передвижения: они не могут, когда захотят, встать со своего места и уйти. Занятия лепкой, рисованием, конструированием создают особые условия для речевого общения сверстников. Мешать этому взаимодействию детей не следует.
Вместе с тем настоящего внимания к говорящему партнеру у дошкольников еще нет. Дети не всегда сосредоточиваются на движущихся губах и лице партнера, а гораздо чаще наблюдают за его действиями. Детские диалоги быстро распадаются, ведь настоящего речевого общения без внимательного отношения к собеседнику быть не может. Вот почему каждый ребенок нуждается в специальной подготовке к такому взаимодействию. Особенно полезным становится в связи с этим общение с детьми не только одного возраста, но и с теми, кто младше или старше них. Разновозрастное общение требует значительно большего внимания к партнеру. В контактах с младшим малыш стремится быть понятым, говорит более отчетливо и даже иногда не забывает спросить: «Понятно?» Он всегда является инициатором такого взаимодействия, и следовательно, от него требуются определенные умения, способствующие таким разговорам.
Вот, например, Игорь К. четырех лет показывает детскую книжку совсем маленькой сестренке, ей всего два года. Интересно, что книжка перевернута вверх ногами, но как ни странно Игорю это обстоятельство нисколько не мешает. Он что-то показывает ей пальчиком, рассказывает, и это продолжается довольно долго. Как же необычайно внимателен он к ней! «Видишь?», «Смотри», «Вот здесь» и т. д. Только с помощью речи удается мальчику так долго владеть вниманием довольно непоседливой и совсем еще маленькой сестренки.
По отношению к старшим детям внимание усиливается еще больше. У них свои игры и свои разговоры, и так хочется скорее включиться в более «взрослую» жизнь. В условиях семьи, состоящей из нескольких детей, такие контакты осуществляются ежедневно и имеют исключительное значение для речевого развития малыша. Если же в семье только один ребенок, следует всячески поощрять включение в круг его общения детей разного возраста. Мы склонны считать, что создание специальных условий для бесед между детьми является основным средством научения разговору со сверстниками. Ведь мы не может диктовать ребенку, что и как он должен говорить своему товарищу, не можем заранее учить, как нужно разговаривать с другими ребятами (медленно, с хорошей дикцией, глядя в глаза партнеру и т.д.). Если бы наши дети и смогли следовать подобным указаниям (а к счастью, они этого никогда не делают), то от этого непосредственное общение детей сразу распалось бы. Живая действительность детского общения является в данном случае прекрасным условием развития этой исключительно важной человеческой способности.