Юридические аспекты (содержание и полнота контракта)

У каждой организации существуют свои требования к заключа­емым договорам и соответственно к аспектам, которые должны быть обязательно отражены и регламентированы. Каждая организация также самостоятельно определяет и находит компромисс по сто­имости услуг по каждому виду аутсорсингового сервиса, а также по порядку расчетов. Основные вопросы, которые рекомендуется регулировать в рамках договора на аутсорсинг и соответственно принимать во внимание при проведении аудита, перечислены ниже (вопросы формирования цены не рассматриваются в рамках дан­ной статьи):


• срок действия такого договора и процедуры его пролонгации на следующий период;

• процедуры внесения изменений, включая наличие возможнос­ти добавления новых услуг или расширения существующих;

• перечень изменений, вносимых в одностороннем порядке без согласования с клиентом (например, исполнитель вводит до­полнительные механизма защиты);

• двусторонняя ответственность за нарушение договора;

• порядок и условия расторжения договора (в случае двусторон­него и одностороннего расторжения);

• порядок и период обеспечения конфиденциальности инфор­мации;

• действия, совершаемые исполнителем при расторжении дого­вора:

— передача всех информационных ресурсов и данных клиенту;

— уничтожение резервных копий и архивов;

— помощь в миграции;

• соблюдение вопросов лицензирования, авторских прав и ин­теллектуальной собственности.

Отметим, что вышеперечисленные критерии/вопросы не являются исчерпывающими и в то же время догмой. Ведь в любом случае все невозможно предвидеть и зарегулировать, поэтому между двумя орга­низациями должна существовать определенная доля доверия. Тем не менее, правильно адресовав риски, можно намного упростить жизнь своей организации. А выявить эти риски как раз и поможет аудит.


Аудит и доверие информационной зопасности

Информационная безопасность — один из видов безопасности, оп­ределяется с учетом [18] и [19] через «состояние защищенности», неявно адресуя нас к категориям психологии, в частности уверенно­сти и доверия в безопасности. Эта уверенность ориентирована на социум — человека или группу лиц, ожидающих или же стремящих­ся достичь некоторых целей и предпринимающих в этой связи не­кие действия.

В комментарии [46] для международного бизнеса Консультативно­го комитета Организации по экономическому сотрудничеству и разви­тию (ОЭСР) по предпринимательству и промышленности и Междуна­родной торговой палаты «Доверие информационной безопасности для руководящих работников» по директивам ОЭСР от 2002 г. по безопас­ности сетей и информационных систем, относящимся к культуре безо­пасности, отмечается:

«Весь бизнес представляет собой вопрос доверия. Доверие может развиться только в том случае, когда участники сделки ощущают надежность и безопасность».

Наша уверенность может базироваться только на знаниях относи­тельно некоторого объекта (системы, процесса — объекта доверия), получаемых и накапливаемых или же в результате наблюдений, или же в результате специально предпринимаемых мер как самостоятель­но, так и с привлечением других сторон. Отмеченные комментарии ОЭСР и Международной торговой палаты [46], например, были выпу­щены в целях повышения осведомленности (накопления знаний) в деловых кругах о широком спектре рисков информационной безопас­ности, связанных в данном случае с использованием Интернета и элек­тронной торговли, а также осознания решений, мер, практических при­емов и политик, которые могут способствовать минимизации этих рис­ков. Эти знания были получены в течение многих лет многими организациями и странами и были обобщены в едином высокоуров­невом документе.

Приведенные в [46] комментарии дают общее представление о содержании решений, мер, практических приемов и политик, среди которых представлены оценочные меры. Оценочные меры позволяют получить знания, необходимые нам для формирования ощущения уве­ренности.

Уверенность осознается посредством пересмотра данных доверия, полученных в результате процессов оценивания и мероприятий во время разработки, развертывания и действия, и в результате опыта по реальному использованию объекта доверия. Любые мероприятия, ко­торые могут уменьшить неопределенность путем представления дан­ных, свидетельствующих о правильности, эффективности и качестве атрибутов (например, свойств) объекта доверия, формируют основу доверия безопасности.

Существует много методов доверия, ориентированных на различ­ные сущности или их совокупности, например применительно к сис­теме (организации) в целом, продукции, процессам ее производства, но лишь ограниченное их количество предназначено для безопаснос­ти. В то же время прямо не относящиеся к безопасности методы до­верия, такие, например, как сертификация системы менеджмента ка­чества организации по ISO 9000, могут оказать содействие в формировании доверия безопасности. При этом является важным, знаем ли мы изначально, насколько тот или иной существующий ме­тод доверия имеет отношение (прямое или косвенное) к области бе­зопасности.

Если исходить из предпосылок, что безопасность — это в первую очередь стремление к порядку (роли и ответственности, права и обя­занности), то, учитывая малое число существующих специфичных для безопасности методов (стандартов, относящихся к обеспечению безо­пасности на различных стадиях жизненного цикла систем, процессов, продукции, доверия к персоналу и т.д.), каждый из существующих методов доверия привносит свой вклад в уверенность в безопаснос­ти. Все, что может быть использовано для создания аргументации для уверенности в безопасности и уменьшения в связи с этим неопреде­ленности (риска), имеет большое значение.

Например, несмотря на то что ISO 9000 [13] является стандартом доверия к качеству, первоначально разработанному для промышлен­ных организаций, он также содержит элементы доверия к процессу, применимому, например, для программного обеспечения и, по суще­ству, для программных продуктов и систем безопасности. В сравне­нии с этим SSE-CMM [43] является методом доверия безопасности. Этот метод формирует данные доверия, оценивая процессы проектирова­ния безопасности в организации, а не непосредственно объект дове­рия, например системы.

Все отмеченные факторы оказывают влияние на формирование доверия безопасности и, в частности, на выбор метрик — методов измерений/оценки. Аудиты (внутренние/внешние), как и другие на­правления оценивания информационной безопасности, предназначе­ны обеспечить свидетельства в реализации заявленных требований или целей безопасности, что, в свою очередь, направлено на форми­рование уверенности в безопасности.

Например, внутренние аудиты систем менеджмента информацион­ной безопасности являются в соответствии с [24] составной частью процессов, реализуемых на стадии проверки цикла PDCA СМИБ. Ре­зультаты аудиторских проверок используются в качестве одного из видов входной информации для процессов анализа СМИБ руковод­ством, осуществляемого с целью обеспечения контроля адекватности и эффективности СМИБ. Отсюда очевидно, что весьма важными явля­ются следующие вопросы:

• насколько достоверными являются результаты аудита?

• насколько результаты аудита адекватны реальному состоянию дел?

• насколько результаты аудита позволяют оценить степень дос­тижения целей информационной безопасности организацией и влияния информационной безопасности на бизнес-цели орга­низации?


Первая группа вопросов связана с качеством методики проведе­ния аудита, квалификацией и опытом аудиторов, степенью достовер­ности представляемых в процессе аудита свидетельств, т.е. теми ас­пектами, которые определяют отношение заинтересованной стороны к результатам аудита информационной безопасности. Методика про­ведения аудита, как правило, является «ноу-хау» аудиторской органи­зации, аудитора, т.е. в конечном счете все сводится к уровню способ­ности аудиторской организации к данному виду деятельности. Дан­ные аспекты регулируются во всех сферах аудиторской деятельности либо на правовом уровне, либо на уровне стандартов.

Так, в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» уста­новлены особые положения об аудиторе и аудиторской организации, их независимости, их ответственности за заведомо ложное аудитор­ское заключение, контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Особо оговорены процедура аттестации физических лиц на право осуществления аудиторской деятельности и процедура лицензирования аудиторской деятельности. Законом пре­дусмотрен также уполномоченный федеральный орган государствен­ного регулирования аудиторской деятельности, одними из основных функций которого являются организация системы надзора за соблю­дением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий и контроль за соблюдением ауди­торскими организациями и индивидуальными аудиторами федераль­ных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В ГОСТ Р ИСО 19011 [33] основным содержанием являются вопросы проведения аудита, а также компетентности и оценки аудиторов.


Вторая группа вопросов связана с обеспечением полноты провер­ки, проверяемых материалов, т.е. с программой аудита, что в конеч­ном итоге позволяет создать уверенность в достижении целей аудита безопасности. Эти обстоятельства также регулируются во всех сферах аудиторской деятельности либо на правовом уровне, либо на уровне стандартов. Законом «Об аудиторской деятельности» аудитору предо­ставляются права проверять в полном объеме документацию, связан­ную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой до­кументации, получать у должностных лиц аудируемого лица разъясне­ния в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам вплоть до права отказаться от проведения ауди­торской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления аудируемым лицом всей необходимой доку­ментации. ГОСТ Р ИСО 19011 содержит целый раздел, в котором опи­сывается процесс управления программой аудита. Особо оговарива­ются цели и объем программы аудита, оговаривается ответственность за программу аудита, описываются необходимые ресурсы и процеду­ры, излагаются положения по внедрению программы аудита, устанав­ливаются требования к записям по программе аудита, раскрываются положения по мониторингу и анализу программы аудита.

Третья группа вопросов связана с принципиальной возможностью разрешения с помощью аудита проблемы обеспечения видимости со­стояния защищенности организации от угроз в информационной сфе­ре, т.е. информационной безопасности, и ее вклада в достижение глав­ных целей деятельности любой организации. В конечном итоге — это вопрос о формировании уверенности в достижении целей информа­ционной безопасности.

Решение вопроса об обеспечении уверенности в достижении сис­темой менеджмента в любой сфере предметной деятельности своих целей является неотъемлемой частью цикла РОСА. К сожалению, в международном стандарте IS0/IEC 27001: 2005 [24], несмотря на бли­зость его происхождения к методологии стандарта ИСО 9000: 2000, вопрос этот по сравнению с «родственником» проработан недоста­точно ясно.

Если следовать методологии, использованной при разработке сло­варя в ГОСТ Р ИСО 9000 (аутентичном тексту международного стан­дарта IS0 9000-2000), то целями деятельности в рамках стадии про­верки цикла PDCA СМИБ можно было бы определить «часть менеджмента информационной безопасности, направленную на созда­ние уверенности в том, что требования к информационной безопас­ности будут выполнены».

Как ни странно, но ИСО в своей деятельности давно выделило этот вопрос в особое направление — обеспечение доверия к ин­формационной безопасности. В рамках этого направления разраба­тывается документ IS0/IEC 15443 «Information technology — Security techniques — A framework for IT security assurance». Документ пред­назначен дать общий подход к формированию уверенности относи­тельно тех или иных объектов доверия, включая краткий обзор, как специфичных методов доверия безопасности ([21, 22, 23, 24] и др.), так и иных, дающих дополнительные недостающие свидетельства ([12, 13, 32, 35] и др.).

При этом целесообразно различать уверенность (доверие) правиль­ности и уверенность (доверие) эффективности.

Доверие правильности относится к оцениванию некоторого объек­та доверия, чтобы проверить правильность реализации требований, примером такого оценивания является оценка соответствия, включая аудит, системы менеджмента информационной безопасности органи­зации требованиям международного стандарта 150/1ЕС 27001 [24].

Доверие эффективности относится к возможностям функций (про­цессов) безопасности объекта доверия, например, на уровне органи­зации, противостояния воспринимаемым или идентифицированным угрозам безопасности, включая адаптацию к изменениям как внутри, так и во вне организации. Подходы к такой оценке рассмотрены в п. 3.3.2.

На практике из всего отмеченного следует, что целесообразна ком­бинация определенных мер доверия к безопасности, где есть место и мерам оценки правильности (оценки соответствия требованиям), и мерам оценки эффективности (результативности и зрелости, напри­мер, для того, чтобы измерить степень их возможности процессов к самосовершенствованию и развитию).

Следует отметить и еще один важный аспект. Доверие способству­ет уменьшению риска: доверие уменьшает неопределенность, связан­ную с уязвимостями объекта доверия, ведя к снижению общего риска (за счет более точного прогноза), связанного с объектом доверия. При этом доверие не добавляет никаких дополнительных защитных мер, чтобы противостоять риску, связанному с безопасностью, скорее, ме­роприятия доверия пытаются доказать, что объект доверия соответ­ствует своим целям безопасности. Это включает формирование соот­ветствующих свидетельств доверия и логических обоснований, чтобы дать уверенность, что уже реализованные защитные меры уменьшат ожидаемый (прогнозируемый) риск.


Возможная обобщенная логическая модель обеспечения доверия к информационной безопасности, построенная на основе методоло­гии документа 150/1ЕС 15443, приведена на рисунке 31. Здесь под объектом доверия понимается защитная мера информационной безо­пасности, система, услуга, процесс или фактор среды (т.е. персонал, организация). Уверенность понимается как убеждение в том, что объект доверия будет действовать ожидаемым или заявленным образом (т.е. должным образом, реализуя в полной мере политику безопасности, обеспечивая эффективность). В целом мера доверия — это процесс или мероприятие метода доверия, само по себе признанное (в рамках некоторого сообщества) приносящим воспроизводимые результаты. Под доказательством доверия понимается совокупность структуриро­ванных заявлений (утверждений) о доверии, подкрепленных свиде­тельством доверия и обоснованием, которые четко показывают, ка­ким образом удовлетворены потребности доверия.

Критерии доверия здесь необходимо понимать как критерии, от­ражающие соответствие объекта доверия степени уверенности в нем со стороны заинтересованного лица. В соответствии с документом Б0/1ЕС 15443 уровень обеспечения доверия — это требуемое и(или) оцененное значение, определяемое согласно некоторой шкале, исполь­зованной методом обеспечения доверия. При этом уровень обеспече­ния доверия объекта доверия может измеряться неколичественной мерой, а усилиями, затраченными на выполнение деятельности.

Относительно понятия «стадия доверия» в документе ИСО опреде­лено, что это стадия жизненного цикла объекта доверия, в отношении которой используется определенный метод обеспечения доверия. При этом уверенность в объекте доверия основывается на результатах при­менения методов обеспечения доверия на всем жизненном цикле объекта доверия. Под методом обеспечения доверия понимается об­щепризнанная спецификация, например стандарт, предназначенная для получения воспроизводимых результатов доверия, а в свою очередь результаты обеспечения доверия — это документированные количе­ственные или качественные формулировки в отношении объекта до­верия, например аудиторское заключение, отчет об оценке.

Два документа ИСО 1Б0/1ЕС 15443 и Б0/1ЕС 21827 однозначно определяют понятие «свидетельство доверия» как результаты обеспе­чения доверия или любые элементы, созданные в результате деятель­ности, направленной на обеспечение/достижение уверенности, вклю­чая отчеты (обоснования), которые используются для поддержки заявления (утверждения) о доверии. Свидетельство может состо­ять из результатов наблюдения, результатов тестов, результатов ана­лиза и оценочных документов. Под заявлением о доверии необходи­мо понимать утверждение или поддерживающее утверждение о том, что объект доверия удовлетворяет потребностям безопасности. При этом заявления могут осуществляться как относительно непосредствен­ных угроз (например, утверждение о том, что обеспечивается защита системных данных от атак, осуществляемых посторонними лицами), так и относительно косвенных угроз (например, утверждение о том, что



Создает,

Разработчик, интегратор, эксплуатирующее подразделение,...
Делает

Служит основанием

Орган доверия

Рис. 31. Логическая модель обеспечения доверия к ИБ


текст программ операционной системы обладает минимальными де­фектами). Орган доверия здесь — это лицо, организационная струк­тура или организация (социум), обладающее полномочиями прини­мать решения относительно доверия, связанного с объектом доверия, которые, в конечном счете, приводят к вселению уверенности в объек­те доверия. При этом решения могут приниматься относительно вы­бора методов доверия, спецификации требований доверия, принятия доверия и реализации мер обеспечения доверия, а в некоторых сис­темах (оценки или доверия) или организациях термин «орган дове­рия» может изменяться, например, на «орган оценки».

Даже из краткого описания упрощенной модели обеспечения до­верия к информационной безопасности становится очевидно, что в изложении Б0/1ЕС 15443 система обеспечения доверия информа­ционной безопасности, а тем более на уровне организации, — это целая совокупность организационной структуры и упорядоченных процессов, в рамках которой аудит информационной безопасности является одним из значимых компонентов. Поэтому его назначение, процедура проведения, роль и т.д. должны рассматриваться именно с позиций обеспечения доверия к информационной безопасности, а вся соответствующая стадия жизни СМИБ — проверка должна быть выстроена не в виде разрозненной совокупности процессов как в 1Б0/1ЕС 27001: 2005, а как полноценная и полноразмерная система обеспечения доверия к информационной безопасности, о чем авто­ры и надеются рассказать в следующей книге.


Список использованных источников

1. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные законо­мерности. — М.: Синтег, 2000.

2. Маторин СМ. Системология и объектно-ориентированный под­ход //НТИ. Серия 2. — 2001, № 8.

3. Богданов A.A. Всеобщая организационная наука (тектология). — М.: Книга, 1925.

4. Винер Н. Кибернетика. — М.: Сов. радио, 1968.

5. Садовский В.И. Основания общей теории систем. — М., 1974.

6. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. — Л.: Наука, 1972.

7. Мельников f.П. Системология и языковые аспекты кибернетики. —■ М.: Сов. радио, 1978.

8. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем. — М.: Мир, 1978.

9. Боулинг К. Общая теория систем — скелет науки //Исследова­ния по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969.

10. Шрейдер Ю.А. Теория множеств и теория систем. — М.: Наука, 1978.

11. Урманцев Ю.А. Общая теория систем. — М.: Мысль, 1988.

12. IS0/IEC IS 15288-2002 Systems engineering. System Life Cycle Processes.


14. ISO/ТС 176/SC 2/N 544R2, ISO 9000 Introduction and Support Package: Guidance on the Concept and Use of the Process Approach for management systems, 13 May 2004.

15. Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, Integration definition for function modeling (IDEFO), 21 December 1993 (http://www.itl.nist.gov/fipspubs/idef02.doc).

16. Draft Federal Information Processing Standards Publication 184, Integration definition for information modeling (IDEF1X), 21 December 1993 (http://www.itl.nist.gov/fipspubs/ideflx.doc).

17. P 50.1.028-2001 «Информационные технологии поддержки жиз­ненного цикла продукции. Методология функционального моде­лирования».

18. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изм. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 мар­та 2005 г.).

19. «Доктрина информационной безопасности Российской Федера­ции», утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 г.

20. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.

21. IS0/IEC 13335 Information Technology. Security techniques. Management of information and communications technology security.

22. ISO TR 13569-2005 Banking and related financial services. Information security guidelines.

23. ISO/IEC TR 18044-2004 Information Technology. Security techniques. Information security incident management.

24. ISO/IEC 27001-2005 Information technology. Security techniques. Information security management systems. Requirements.

25. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, доп. и перераб. — ТРТУ, 2003.

26. ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения».

27. ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты».

28. Taylor W.F. Principles of Scientific Management. — New York: Harper & Row, 1911.

29. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчивого бизнеса /Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

30. Deming W. Edward. Out of the Crisis: Quality, Productivity, and Competitive Position. — Cambridge (Mass.) Mass. Inst, of Technology, Center for Advanced Engineering Study: Cambridge University Press, 1982.

31. Курило А.П. и др. Обеспечение информационной безопасности бизнеса. — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005.

32. IS0/IEC 15504 Information technology — Process assessment.

33. ГОСТ P ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту сис­тем менеджмента качества и/или систем экологического менед­жмента».

34. www.informationcommissioner.gov.uk.

35. Control Objectives for Information and related Technology (COBIT) 3rd Edition, July 2000.

36. BS 15000 Specification for IT service management.

37. ISO/IEC 20000 Information technology — Service management.

38. ISO/IEC 15408-1999 Information technology — Security techniques — Evaluation criteria for IT security.

39. ISO/IEC 17799 Information technology — Code of practice for information security management.

40. Supervisory Memorandum — 1001, Rating Systems for Commercial Banks, Trust Departments, Foreign Bank Agencies, and Electronic Data Processing Operations Supervised by the Department of Banking, Texas Department of Banking, December 31, 1998 (rev).


42. Technical Report CMU/SEI-93-TR-024, ESC-TR-93-177, Capability Maturity Model for Software, Version 1.1, February 1993.

43. ISO/IEC 21827 Systems Security Engineering — Capability Maturity Model.

44. ISO/IEC 3rd WD 27004:2005-11 Information technology — Security techniques — Information security management measurements.

45. «Systems Security Engineering Capability Maturity ModeL (SSE-CMM) AppraisaL Method — Version 2.0» (SSAM).

46. Information Security Assurance for Executives, BIAC& ICC, October 7, 2003.

47. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие /Под. ред. А.А.Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002.

48. BSI PAS 56 Guide to Business Continuity Management (BCM).

49. ISO/IEC ЛТС 1/SC 27 N4801 ISO/IEC 2nd CD 27005 Information technology — Security techniques — Information security risk management.


Участники проекта «Аудит информационной безопасности»