Конфуцианство, его главные понятия: жэнь, сяо, ли. Какой вы видите смысл в учении о середине, учении об исправлении имен, учении о благородном муже?

Конфуцианство— этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

Жэнь(гуманность) – совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми. «Чего не желаешь себе, того не делай другим», «Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, тот не совершит зла».

Сяо(сыновья почтительность)- совокупность норм поведения между младшими и старшими: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», при этом государство трактуется как большая «семья», где император это «отец», а чиновники «старшие братья»: «Служи своему отцу так, как бы требовал сыну служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить себе».

Ли (этикет) – нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): «Не знать этикет (ли)-значит не иметь возможности укрепиться (в должном поведении) ».

Учение о середине

То, что даровано человеку небом, называется его природой: действия, соответствующие этой природе, называются правильным путем; упорядочение этого пути называется воспитанием.

От (правильного) пути и на миг нельзя отойти; то, от чего можно отойти, вовсе не является (правильным) путем. Поэтому благородный муж проявляет осторожность и там, где другие не видят (ничего опасного), проявляет осмотрительность и там, где другие не слышат (ничего опасного). То, что является скрытым, легко выводит наружу; то, что является малозаметным, легко становится видимым; поэтому благородный муж проявляет осторожность даже тогда, когда он один. Когда не проявляют удовольствия, гнева, печали и радости, это называется (состоянием) середины. Когда их проявляют в надлежащей степени, это называется (состоянием) гармонии.

Середина является наиважнейшей основой (действий людей) в Поднебесной; гармония - это путь, которому должны следовать (люди) в Поднебесной. Когда удаётся достигнуть (состояния) середины и гармонии, в природе устанавливается порядок и всё сущее расцветает».