Основы системной физиологии спортивной тренировки и базовые принципы подготовки квалифицированных атлетов»

Написал 24.11.2013

Павлов С. Е., Павлова Т. Н., Павлов А. С.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва

Единственное, на что может опираться современная теория и методика спорта – законы развития и адаптации человеческого организма. Некогда Л. П. Матвеев (1965) заявил, что биологический процесс нельзя противопоставлять педагогическому (и наоборот) – они едины как по форме, так и по содержанию. Первый из них отображает комплекс адаптационных перестроек в организме спортсмена в ответ на тренировочную нагрузку, второй – раскрывает сущность самой системы тренировки [А. П. Бондарчук, 2005]. И еще в 1976 году Н. Н. Яковлев писал, что тренировка — процесс адаптационный, а об управлении тренировочным процессом сказал: «Чтобы успешно управлять, надо знать механизмы». Но механизмы управления тренировочным процессом могут быть основаны только на знании законов развития и адаптации человеческого организма.

Судя по многочисленным публикациям, подавляющая часть спортивных педагогов абсолютно уверена, что процесс адаптации протекает по «схеме» — «стресс — адаптация — дезадаптация — реадаптация». Однако давно известно, что стресс – не единственная неспецифическая адаптационная реакция организма. Сделав «стресс» единственной неспецифической реакцией организма, авторы вышеприведенной «схемы» сделали сам процесс адаптации дискретным, прерывистым, зависящим только от наличия стрессора, а это противоречит всем законам Природы. Жизнь – «постоянное приспособление … к условиям существования» [И. М. Сеченов, 1863]. «С широкой биологической точки зрения организм всю свою жизнь находится в условиях непрерывного действия последовательно развертывающихся внешних и внутренних факторов его существования» [П. К. Анохин, 1968]. Неспецифические характеристики действующих на организм факторов (их размер) не могут рассматриваться в отрыве от специфических качеств этих факторов. Более того, неспецифические свойства действующих факторов, в том числе, определяют их специфику. И соответственно, организм не может реагировать отдельно на неспецифические и специфические свойства действующих факторов! Но специфики в вышеприведенной «схеме» нет вообще, а, следовательно, в этом случае совершенно непонятно, как протекает сам процесс адаптации. «Дезадаптация» в представлении создателей «схемы» — процесс, обратный процессу «адаптации», ее «разрушение», что вообще возможно только в связи со смертью организма. Использование термина «дезадаптация» также свидетельствует о бытующем представлении об адаптации, как о процессе, возникающем периодически. И следует сказать, что появление термина «дезадаптация» тесно связано с представлением о том, что адаптация — это всегда достижение организмом неких больших возможностей, что в корне неверно. Процесс «реадаптации», по мнению большинства, означает «возвращение» организма к ранее достигнутому уровню адаптации. Но человеческий организм изменчив – это его неотъемлемое свойство, а потому все последующие адаптационные циклы будут не возвратом к «ранее достигнутому уровню адаптации», а движением к достижению изменившимся организмом новых «уровней адаптации» (которые вовсе не обязаны «превышать» по своим параметрам ранее достигнутые). Таким образом, «схема» — «стресс — адаптация — дезадаптация — реадаптация» — абсурдна от начала до конца и никоим образом не отражает реально протекающие в организме спортсмена адаптационные процессы.

Адаптация – процесс специфического приспособления организма к всегда комплексно действующим на него факторам среды и процесс поддержания структурно-функциональной стабильности окончательно сформированных функциональных систем организма. Законы адаптации: 1. Законы адаптации одинаковы для всех живых организмов, созданных по единому образу и подобию. 2. Законы адаптации являются неотъемлемой частью законов развития, взросления и старения человеческого организма. 3. Адаптация – процесс непрерывный, прекращающийся только в связи со смертью организма. 4. Любой живой организм существует в четырехмерном пространстве, а, следовательно, процессы его приспособления не могут быть описаны линейно. 5. В основе процесса адаптации высокоорганизованного организма всегда лежит формирование абсолютно специфических функциональных систем, адаптационные изменения в компонентах которых служат одним из обязательных «инструментов» их формирования. 6. Системообразующими факторами любой функциональной системы являются конечный и промежуточные результаты ее «деятельности», что определяет ее абсолютную специфичность. 7. Системные реакции организма на комплекс одновременных или (и) последовательных средовых воздействий всегда специфичны, причем неспецифическое звено адаптации, являясь неотъемлемым компонентом любой функциональной системы организма, также определяет специфику его реагирования. 8. Можно и нужно говорить об одновременно действующих доминирующем и обстановочных афферентных влияниях, но следует понимать, что организм реагирует всегда на весь комплекс средовых воздействий формированием единой специфичной к данному комплексу функциональной системы. 9. Каждая функциональная система предельно специфична и в рамках этой специфичности относительно лабильна лишь на этапе своего формирования (совершающегося процесса адаптации организма). Сформировавшаяся функциональная система (что соответствует состоянию адаптированности организма к конкретным условиям) теряет свойство лабильности и стабильна при условии неизменности ее афферентной составляющей. 10. Любая по сложности функциональная система может быть сформирована только на основе «предсуществующих» физиологических (структурно-функциональных) механизмов, которые, в зависимости от «потребностей» конкретной целостной системы, могут быть вовлечены или не вовлечены в нее в качестве ее компонентов. 11. Компоненты функциональной системы определяют ее «поведение» в целом, оказывая при этом влияние друг на друга, но и система в целом всегда оказывает влияние на составляющие ее компоненты. 12. Сложность и протяженность «рабочего цикла» функциональных систем не имеет границ во времени и пространстве. 13. Обязательным условием полноценного формирования любой функциональной системы является постоянство или периодичность действия на организм стандартного, неизменного комплекса средовых факторов, «обеспечивающего» столь же стандартную афферентную составляющую системы. 14. Еще одно обязательное условие формирования любых функциональных систем – участие в этом процессе механизмов памяти. 15. Процесс адаптации, несмотря на то, что он протекает по общим законам, всегда индивидуален, поскольку находится в прямой зависимости от генотипа того или иного индивидуума и реализованного в рамках этого генотипа и в соответствии с условиями прежней жизнедеятельности данного организма фенотипа.

Тренер и спортсмен должны понимать, что принцип «чем больше, тем лучше» в спорте – порочен и не ведет к достижению высоких спортивных результатов, что результат тренировочной деятельности спортсмена всегда определяется законами физиологии и что «… правильно построенная тренировка должна готовить спортсмена к той мышечной деятельности, которая необходима на состязаниях» [А. Н. Воробьев, 1977].

Максимальной эффективности в воспитании квалифицированных спортсменов можно достичь исключительно с использованием научно обоснованной современной технологии комплексной подготовки квалифицированных спортсменов. «Материальная» основа повышения тренированности и спортивной результативности любого спортсмена – тренировочный процесс, базирующийся на общей теории спорта, теории и методике избранного вида спорта и законах развития и адаптации человеческого организма. В соответствии с законами адаптации: 1. Организм всегда работает как целостный механизм, и «формирует» поведенческие (двигательные) акты – в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен. 2. Системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного правильного повторения конкретных движений. 3. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по структурно-функциональным характеристикам этой деятельности. 4. Адаптационные изменения, лежащие в основе роста тренированности спортсмена, определяются спецификой осуществляемой им тренировочной деятельности. Именно с учетом данных закономерностей и с соблюдением принципов целенаправленности и оптимальности должен строиться тренировочный процесс квалифицированных спортсменов. Выполнение каждой конкретной работы обеспечивается конкретным структурно-функциональным комплексом организма, который и «тренируется» в процессе выполнения конкретной работы. И на «тренировку» каждого этого комплекса организм расходует свой «адаптационный резерв», который далеко не беспределен. Соответственно, чем более «неспецифична» (по отношению к соревновательной деятельности) выполняемая спортсменом тренировочная работа, тем больший ущерб наносится основной спортивной деятельности.

Рис. 1. Принципы переноса тренированности (СУ – соревнов. упр.; ТУ – доп. тренировочное упр.) (С. Е. Павлов, А. С. Павлов, 2013).

Данное утверждение не исключает использования в тренировочном процессе дополнительных упражнений неспецифической направленности, но при этом следует понимать, что «перенос тренированности» может быть не только «положительным», но и «отрицательным». Следовательно, и группа дополнительных тренировочных упражнений должна подбираться и использоваться в тренировочном комплексе таким образом, чтобы каждый компонент этого комплекса тренировочных воздействий на организм спортсмена обеспечивал именно положительный «перенос тренированности» на соревновательное упражнение. Ключ к пониманию принципов «переноса тренированности» (рис. 1) кроется в законах адаптации. «Автоматический» положительный «перенос тренированности» со специфических тренировочных упражнений на основное соревновательное упражнение осуществляется в ±10-15%-ом «коридоре специфичности» выполняемого упражнения – при соблюдении оптимального объема тренировочной нагрузки (данные А. П. Бондарчука). Использование относительно специфических (находящихся за пределами ±10-15%-го «коридора специфичности») тренировочных упражнений обеспечивает тем больший положительный «перенос тренированности», чем более специфичным (по отношению к основному соревновательному упражнению) оказывается используемое в тренировке упражнение. При этом основное правило, которому необходимо следовать при планировании и построении тренировочного процесса: эффекты специфической тренировочной работы должны доминировать в тренировочном процессе Различными авторами предлагаются разные способы построения тренировочного процесса. А. П. Бондарчуком (2005) предложена классификация способов построения спортивной тренировки: этапно-комплексный способ; этапный комплексно-вариативный способ; этапно-вариативный способ; этапный вариативно-комплексный способ; этапный комплексно-комбинированный способ; этапный вариативно-комбинированный способ; блочно-комплексный способ; блочно-вариативный способ; блочный комплексно-вариативный способ; блочный вариативно-комплексный способ; блочный комплексно-комбинированный способ; блочный вариативно-комбинированный способ; вариативный способ; комплексный способ; комбинированный способ; комплексно-вариативный способ. В основе достижения спортсменом максимально возможного (на данный момент развития его организма) уровня тренированности и достижения «пика спортивной формы» должно лежать построение специфичной функциональной системы конкретного двигательного акта.

Рис. 2. Динамика индивидуальных результатов проплывания дистанции 50 м баттерфляем (А. П-к, 21 г, МС) на протяжении периода адаптации и стадии адаптации к стандартной специфической тренировочной нагрузке (комплексный способ построения тренировочного процесса).

На рис. 2 представлена динамика индивидуальных результатов проплывания спортсменом дистанции 50 м баттерфляем на протяжении периода адаптации к стандартной тренировочной нагрузке при использовании комплексного способа построения тренировочного процесса. Налицо – выраженное улучшение спортивного результата в проплывании спортсменом дистанции 50 м способом баттерфляй. Кроме того, в данном эксперименте была доказана возможность и указаны путь и условия достижения атлетом «пика спортивной формы».

Таким образом, физиологически обоснованное построение тренировочного процесса – наиболее эффективный путь подготовки высококвалифицированных атлетов, а выбор способа построения тренировочного процесса должен осуществляться по критерию его наибольшей эффективности для каждого отдельного вида спорта.

Павлов С. Е., Павлова Т. Н. Основы системной физиологии спортивной тренировки / Мат. региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: региональные особенности» — Калуга, 29 октября 2013 г. – С. 92-93

Павлов С. Е., Павлова Т. Н., Павлов А. С. Базовые принципы подготовки квалифицированных атлетов / Мат. региональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: региональные особенности» — Калуга, 29 октября 2013 г. – С.)window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=8&id=278'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.