Нагрузки от мостовых электрических кранов
Вертикальные крановые нагрузки
Нагрузки от мостовых кранов определяют в соответствии с заданной номинальной грузоподъемностью крана и пролетом моста (расстояние между осями подкрановых балок).
Максимальное характеристическое давление на одно колесо моста крана (при положении тележки с грузом на минимальном расстоянии от одного из рядов колонн рамы) принимают по ГОСТам на краны или по данным, указанным в крановых паспортах заводов-изготовителей.
В курсовом проекте данные о мостовых кранах принимают по табл.4 «Методических указаний к выполнению раздела курсового проекта «Стальной каркас промздания». Расчет колонн.»
Минимальное характеристическое давление на одно колесо моста крана у противоположного ряда колонн рамы здания
; где:
-номинальная грузоподъемность крана в кН;
- характеристические значения веса тележки и моста крана в кН;
- максимальные характеристические давления колес моста в кН (табл.4);
( - в ферме моста без кабины;
- в ферме моста с кабиной);
- общее количество колес моста крана с одной стороны; .
Предельные расчетные значения для вертикальной нагрузки
, где:
- коэффициент надежности по нагрузке, который определяется в зависимости от заданного среднего периода повторяемости Т по табл. 7.1 ДБН. Для объектов массового строительства допускается средний период повторяемости Т принимать равным сроку эксплуатации конструкции , который по приложению В для производственных зданий равен
= 60.
По табл. 7.1 при = 60, коэффициент = 1,1.
- коэффициент сочетаний крановых нагрузок, принимаемый по табл.7.22 ДБН. Для одного крана в пролете = 1.
Для двух кранов режимов работы 1К – 6К (средний режим) = 0,85.
Для кранов режимов работы 7К, 8К (тяжелый и весьма тяжелый режимы) = 0,95.
В многопролетных зданиях при учете четырех кранов :
= 0,7. – для кранов режимов работы 1К – 6К;
= 0,8. – для кранов режимов работы 7К , 8К.
Коэффициент динамичности учитывают только при расчете прочности и устойчивости подкрановых балок.
Горизонтальные крановые нагрузки по СНиПу
До 2007 г. Горизонтальные нагрузки на подкрановые балки и рамы собирались по СНиП 2.01-07-85 «Нагрузки и воздействия» от торможения тележки крана с грузом.
Тормозная нагрузка определялась от двух сближенных кранов по линиям влияния опорных реакций смежных подкрановых балок не зависимо от количества колес моста крана.
Нагрузка прикладывалась с одной стороны моста крана (где максимальное вертикальное давление моста крана) внутрь или наружу пролета на уровне головки рельса.
Характеристическая горизонтальная поперечная нагрузка на одно колесо моста крана с гибким подвесом от торможения тележки с грузом составляет
, где:
- грузоподъемность мостового крана в кН;
- масса тележки в кН;
- общее количество колес моста крана с одной стороны.
С вводом в январе 2007 г. ДБН В.1.2-2:2006 «Навантаження і впливи» изменилась методика и величины нагрузок от мостовых кранов, которые действуют на элементы каркаса промышленных зданий. Особенно это касается горизонтальных крановых нагрузок, которые значительно возросли по сравнению с определяемыми по СНиП 2.01-07-85 «Нагрузки и воздействия». Поэтому предлагается для всех видов мостовых кранов определять горизонтальную нагрузку на раму от торможения тележки с грузом при накатке линии влияния двумя сближенными кранами и горизонтальную нагрузку на раму от боковых сил, которые определяются по формулам ДБН для четырехколесных кранов при накатке линии влияния одним мостовым краном и для восьми и более колес моста крана при накатке линии влияния двумя сближенными кранами. Раму рассчитывать на большую горизонтальную силу.
Горизонтальные нагрузки от четырехколесных мостовых кранов по ДБН
По ДБН четырехколесные мостовые краны выделены в отдельную группу кранов, склонных к перекосу моста при движении.
Наибольшие боковые силы крана, направленные поперек кранового пути, возникают, когда перекос моста крана ограничивается ребордами колес, контактирующими с рельсами. Ограничение перекоса моста может осуществляться колесами одной стороны крана или колесами, расположенными по диагонали (см. рис. 7.1 ДБН). Характеристическая величина боковой силы для колес ребордами, контактирующими с рельсами:
; где:
- характеристическое значение вертикальной нагрузки на колесо соответственно на более или на менее нагруженной стороне крана;
- коэффициент, принимаемый 0,03 - при центральном приводе механизма передвижения моста крана и 0,01 - при раздельном приводе.
- соответственно база и пролет крана.
Нормативная (характеристическая) величина боковой силы для колес, ребордами не контактирующими с рельсами:
.
Согласно ДБН горизонтальные боковые силы определяют от одного мостового крана и учитывают для определения усилий в подкрановых балках, колоннах, фундаментах.
Из предлагаемых ДБН схем выбрана наиболее невыгодная схема приложения боковых сил на раму здания для четырехколесных кранов.
Рис.8 Схема приложения боковых сил четырехколесных кранов
Горизонтальные нагрузки от многоколесных (восемь и более) кранов с гибким подвесом
по ДБН
Для многоколесных кранов горизонтальные и вертикальные нагрузки собираются от двух наиболее неблагоприятных по воздействию кранов, расположенных на одном крановом пути или в одном створе (п.7.17;7.19 ДБН В.1.2-2:2006).
Характеристическое значение боковой силы, приложенной к колесу многоколесных кранов с гибким подвесом, принимается равным 0,1 от вертикальной нагрузки на колесо, подсчитанной при расположении тележки с грузом, равным паспортной грузоподъемности крана посередине моста (п.7.6 ДБН), т.е.:
, где и - максимальное и минимальное нормативное давление на колесо крана.
При определении img src="images/picture-205-344.gif"> следует учитывать, что боковые силы передаются на обе стороны кранового пути. На каждой стороне крана боковые силы имеют одно направление – наружу или внутрь пролета. На одном из путей принимается полная боковая сила , на другом пути 0,5 .
Горизонтальные нагрузки от торможения моста крана и боковые силы считаются приложенными в местах контакта колес крана и рельса.
Рис. 9 Схема приложения боковых сил для многоколесных кранов