В чем состояла критика традиционной концепции богов Ксенофана? Сформулируйте основные моменты учения о бытии Парменида.

В центре философии Ксенофана стоит критика традиционной религии. Он осуждает людей, в том числе Гомера и Гесиода, за то, что они представляли богов подобными себе даже в дурном. В противовес антропоморфизму традиционной мифологии Ксенофан развил пантеистическое представление: бог — это неотделимый от мира и пронизывающий его мировой дух, который правит вселенной силой своего разума и не сравним с людьми. Это тождественное вселенной божество, это всеединое существовало вечно; оно не изменяется и занимает все мировое пространство; его очертания шарообразны. По находимым в горах морским раковинам Ксенофан делал вывод, что земля появилась из моря. Ксенофан полагал, что она периодически погружается в море заново. Отвергая божественную природу солнца и звезд, Ксенофан видел в них паровые скопления, ежедневно вновь образующиеся.

(В целом учение Ксенофана состояло из двух тесно связанных между собой частей: «отрицательной» (критики традиционных греческих религиозных представлений) и «положительной» (учения о едином самотождественном боге, пребывающем во Вселенной). Основными объектами критики Ксенофана были поэмы Гомера и Гесиода, признаваемых в качестве выразителей «общего мнения» о природе «небесного» и «земного»:

Все про богов сочинили Гомер с Гесиодом совместно. Что только срамом слывет и позором что люди считают, — Будто воруют они, совершают и блуд и обманы. Людям свойственно, по утверждению Ксенофана, представлять себе то, что превыше их понимания, по собственному образцу: так, например, люди считают, что боги рождаются, имеют человеческий облик и носят одежду ; эфиопы на юге рисуют богов чернокожими и с приплюснутыми носами, фракийцы на севере — рыжими и голубоглазыми.

Парменид рассуждал следующим образом:

Бытие – это все, что есть, существует. Противоположность ему – небытие, т.е. все то, чего нет. Но раз в небытии ничего нет, значит, и небытия нет, а значит, есть только бытие. При этом бытие статично, т.е. в нем нет движения, изменения. Все те перемены, которые мы видим и ощущаем вокруг себя, происходят не в бытии, а в мире наших представлений, мнений, т.е. в «доксе». Бытие же – это то, что мы можем помыслить, но не увидеть, т.е. это синоним мышления. Парменид характеризовал бытие следующими свойствами:

 бытие единственно;

 бытие однородно (гомогенно);

 бытие безгранично;

 бытие вечно;

 бытие неподвижно.

Известен также Принцип Парменида (принцип всеобщей связи), согласно которому «ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто, но все возникает из другого и переходит в другое». В настоящее время получили развитие многие идеи, основанные на этом принципе: мировые константы, законы сохранения, концепция круговорота, теория вакуума, гипотеза трансмутаций и др.