Учения Платона и Аристотеля.

Учения Платона: Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Во многом эта система напоминает построенную в Древней Индии – «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством.Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, как в библейском сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу.Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует что-то делать, если за это будет заплачено позже, а делать стоит лишь тогда, когда тебе готовы сразу заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.Самым главным Платон, как и Ксенофонт, считал земледелие, а не ремесло и торговлю. Также он предлагал, чтобы земля могла переходить по наследству. Еще Платон практически требовал, чтобы люди не были богаче друг друга больше, чем в 4 раза.

Принимая идею бессмертия души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении к соединению с духовным - умопостигаемым миром.

Учение об идеях - центральный элемент философии Платона. Он трактовал идеи как некие божественные сущности. Они - вечные, неизменные, не зависящие от условий пространства и времени. В них обобщена вся космическая жизнь: они управляют Вселенной. Это архетипы, вечные образцы, по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, и вещи существуют только постольку, поскольку они отражают ту или иную идею, поскольку та или иная идея в них присутствует. По отношению к чувственным вещам, идеи являются одновременно и их причинами, и целью, к которой стремятся существа чувственного мира. При этом между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного Блага, источник истины, красоты и гармонии.

Учения Аристотеля: Аристотель (364 – 322 гг. до н. э.) – философ, ученик Платона и учитель великого Александра Македонского, первый мыслитель, который высказал мнение о том, что экономика – это наука о богатстве. Он также известен нам как автор многих трудов об идеальном государстве, например таких, как «Политика», «Никомахова этика» и др.Аристотель полагал, что свободные люди не должны ни работать своими руками на земле, ни заниматься ремеслом, для этого существуют рабы. Он предполагал, что когда-то рабства не будет, хотя в своих трудах оправдывал рабство и считал его правильным. Аристотель поддерживал Ксенофонта и Платона в вопросах о разделении труда (на умственный и физический) и разделении людей (на свободных и рабов). Еще он, так же, как и его предшественники, полагал, что земледелие является главным, если сравнивать его с ремеслом и торговлей. Практически так полагали все ученые древности.Аристотель в своих трудах противопоставляет экономию и хрематистику. Экономика – приобретение богатств для совершенно безбедного существования себя и своей семьи. Хрематистика – это накопление денег сверх того, что нужно для проживания человеку. Мыслитель делил хрематистику на два вида:1умение сохранить то, что понадобится после для экономии (ведения домашнего хозяйства);2накопление всего, в том числе и денег, сверх меры.Он порицал, если деньги становились самоцелью, а не средством для достижения благих целей, особенно у тех, кто занимался коммерческой торговлей и ростовщичеством. Аристотель в своих произведениях постоянно упоминает, что ненавидит ростовщичество. Ведь деньги, по его мнению, существуют для совершенно других целей (например, для возможности помочь тем, кто живет не так хорошо). Деньги, по Аристотелю, появились из-за потребности торговать более удобным способом, т. е. не выяснять, сколько штук одного товара возможно поменять на несколько штук другого товара. Сама потребность в торговле возникла из-за разделения труда. Люди стали применять разделение труда, потому что каждый человек обладает какими-то способностями и навыками в большей степени, а другими – в меньшей. Поэтому древние греки поняли, что поменять одно на другое гораздо выгоднее, чем самому научиться делать этот товар столь же искусно.Также Аристотель выдвинул теорию о стоимости денег и цене, но не закончил своих исследований в этой области, так как еще многого не осознавал. Однако Аристотель продвинулся гораздо дальше в своих исследованиях, чем Платон и Ксенофонт. Также для исследователей будущих поколений он «составил» темы, которые всегда будут интересны людям.