Глава 5 «Выжидательная тактика»

 

Я сказал ему: «В этом году ты блеснул еще ярче, имея гораздо менее мощную машину и шасси, которое не могло сравниться с шасси Williams». Его мастерство восполнило эти недостатки. Для меня это было самым важным. Может быть, он не собирался выиграть чемпионат мира, но то, что он сделал в 1993 году, останется в истории автогонок навсегда. Я сказал: «В свое время люди по-настоящему оценят, что ты сделал».

Джо Рамирес


В декабре 1992 года Айртон Сенна прилетел на трассу Firebird Raceway в Фениксе и испытал индикар Роджера Пенске, что было устроено Эмерсоном Фиттипальди. Эта машина как бы всплывала из прошлого Сенны, довольно простая рядом со стандартами Формулы-1 – ручная коробка передач, обычные тормоза, а не углеродно-волоконные, рычащий двигатель.

Он проехал 25 кругов и вписался в пределы 0,4 секунды от времени Фиттипальди – 48,8 секунды. «Это напомнило мне давние дни», – сказал Сенна: – человек управлял машиной, а не машина человеком. Очень необычно после стольких лет в Формуле-1 испытать такие эмоции. Это неожиданно, как будто стал намного моложе».

Мэнселл, делающий первые попытки на машине ньюмэн-хаас, показал время 44,9 секунды. Кто-то спросил его насчет того, не переходит ли Сенна в Инди или, по крайней мере, в Индианаполис-500. Мэнселл проворчал, что «Сенна многие годы взвинчивал людей, и мы, имеем то, что имеем». Сам Сенна объяснил, что еще не определился насчет своего будущего и намерен вернуться домой и обдумать варианты.

К этому времени McLaren еще не объявил о своих планах относительно двигателя на 1993 год. Двумя неделями позже Пенске заявил, что Фиттипальди и молодой канадец Пол Трейси будут их водителями. Третьей машины для Сенны не оказалось.

 

 

Я хорошо стартовал и когда начал отрываться, то почувствовал, что мы можем показать нечто удивительное

 

Сенна сказал, что новый McLaren с двигателем Ford НВV8 он испытает в Сильверстоуне и посмотрит, что из этого получится. Он добавил, что McLaren предлагал ему подписать контракт на весь сезон, но он еще не готов к ответу. Он действительно провел испытание в Сильверстоуне и показал время лучше чем у кого бы то ни было за все зимние тесты, лучшее даже чем у Деймона Хилла на Williams Renault. Ему в принципе хотелось бы провести все шестнадцать гонок. Он пока подписал контракт на проведение первой гонки в Южной Африке 14 марта, а после этого вновь продолжит переговоры. Его партнером стал американец Майкл Андретти, Хилл будет партнером Проста, который, конечно же, вошел в команду Williams.

В первом квалификационном заезде Сенна был вторым после Проста. «Это удачный день без особых проблем с машиной и оборудованием», – считал Сенна.

Он сохранил свое место во время второй квалификации и взял прекрасный старт в гонке, плавно наращивая мощность. Пройдя через первый вираж, он перехватил лидерство у Хилла, Прост – третий. Хилла закрутило, и Просту пришлось свернуть в сторону, чтобы избежать столкновения, позволив при этом Шумахеру проскочить мимо. В самые первые мгновения сезона большая сделка, можно сказать, уже состоялась. Сенна сказал: «Я сделал хороший старт, и когда начал отрываться, почувствовал, что мы можем показать нечто удивительное».

Сенна нарастил преимущество на первом круге более чем до полуторы секунды, Шумахер шел настойчиво, Прост немного приотстал. Многие не могли понять Проста в течение всего сезона, задаваясь вопросом о пределе его устремлений. Они не понимали, что он предугадывал весь сезон, а не только его первые мгновения; не понимали, что он «читал» всю гонку, видел все семьдесят два круга Южноафриканского Гран-при, а не только следующий вираж. Он отсиделся, затем установил быстрейшее время круга, проскользнул аккуратно мимо Шумахера с правой стороны и быстро-быстро приблизился к Сенне.

Он атаковал, Сенна оборонялся. На прямой старта-финиша Прост сделал ложный выпад, а сам стал пробиваться другим путем и, казалось, завладел внутренней частью трека, но Сенна перекрыл дорогу. На следующем круге Прост действительно шел по внутренней полосе, но Сенна оставался бдительным и сохранял лидерство. В некотором смысле Сенна мог только тянуть время. Williams и его двигатель Renault слишком мощны. На двадцать третьем круге Прост занял удобную позицию на прямой старта-финиша и дал себе несколько дополнительных решающих метров, чтобы расположить машину там, где ему нужнее. Шумахер ликвидировал отставание. Сенна был уже третьим: «Сначала машина вела себя хорошо, но потом на одном из виражей она стала плохо управляемой. Сперва я подумал, что получил прокол, но затем понял: это какая-то неполадка в электрооборудовании. Прост и Шумахер мгновенно надвинулись на меня. Я связался с командой по радио, запрашивая подготовить шины с другим давлением, для того чтобы хотя бы немного постараться помочь мне. Однако, к сожалению, машина оказалась слишком плоха».

Сенна и Шумахер сделали пит-стоп на том круге, на котором Прост захватил лидерство. Сенна скорее возвратился на трассу, чтобы вернуть себе второе место.

У Сенны прямо за спиной находился сильный Шумахер, который на сороковом круге попытался обойти его по внутренней части трека на правом повороте: Сенна шел по основной полосе. Они коснулись друг друга. McLaren сильно отбросило, но Сенна удержал его. Шумахер выбыл.

Позже пошел дождь, а затем превратился в настоящую грозу. Сенне приходилось следовать за Простом, используя все свое мастерство. Заставить машину Формулы-1 идти как можно быстрее – вот чем занимается гонщик. Но удерживать ее, двигаясь будто по льду, это тоже настоящее искусство.

Как он сумел вести почти неуправляемую машину более 100 миль, а последние несколько кругов двигаться сквозь толщу воды, при этом оставляя впечатление, что машина идет плавно и естественно? Такое можно объяснить только необычайной сверхчувствительностью, позволяющей постоянно подправлять и подправлять движение машины. И все это на скоростях, которых обычный водитель не достигает ни разу в жизни.

Бланделл пришел третьим.

«Было огромной радостью стоять на подиуме вместе с двумя величайшими гонщиками десятилетия. Айртон радовался, что теперь я поднялся на подиум вместе с ним. Он приобнял меня и сказал: "Хорошо сработано». Это прозвучало как благодарность за мой труд. Но здесь была еще и другая сторона.

Год назад при испытаниях в Монце в 85 процентах заездов за день я проходил круг быстрее, чем он. В конце концов мы оба вписались в одно и то же время, но он стал изучать телеметрическую информацию, желая увидеть, где я был быстрее. День близился к концу. Я должен был вернуться в Великобританию. Единственным человеком, имеющим возможность доставить меня в аэропорт, был Джозеф, массажист. Джозефу пришлось отпрашиваться у Айртона. Я был там же, в автофургоне. Айртон ответил: «Нет, ты останешься здесь». Ему не нужен был Джозеф, он собирался заниматься изучением информации еще два с половиной часа. В подобном его поведении присутствовал некий психологический момент если хотите. Сенна как бы говорил: «Марк, ты доставил мне трудности сегодня. Добирайся домой сам». Как только он отказал Джозефу, я бросил: «О'кей, я сам доберусь до аэропорта», потому что знал, как работал Айртон, и понимал его...».

В Бразилии после квалификации Сенна оказался во втором ряду, и Прост мгновенно захватил лидерство. Сенна обошел Хилла по внутренней части трека. Лидирующая группа растянулась: Прост - промежуток - Сенна - промежуток - Хилл. Прост установил быстрейшее время прохождения круга.

На кольце в Интерлагосе Хилл обосновался прочно. Он не позволял Шумахеру заставить его ошибиться, и к десятому кругу почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы подтянуться к Сенне и подготовиться к нападению: «Меня не пугал тот факт, что это был Сенна, я собирался попытаться обойти его». Проходя по левому повороту, выводящему на прямую старта-финиша, Хилл все надвигался и надвигался. На широком участке, завершающем прямую старта-финиша, Сенна постарался закрыть середину, готовясь устремиться на первый поворот. Хилл вывел свою машину из засасывающего разреженного воздушного пространства позади McLaren Сенны и двигался по центральной части трека.

Они прошли на первый поворот фактически вместе. Стоило ли Сенне идти внутрь трека перед Хиллом? Сможет ли Хилл, собрав свои нервы и воспользовавшись тем, что Сенна пошел поперек, захватить и удержать внутреннюю часть трека? Да, это ему удалось: «Фантастика! Мне это очень понравилось. Но нет, нельзя поддаваться эмоциям...»

Хилл стал ускоряться. В это время начался моросящий дождь. Шумахер приблизился к Сенне. Удастся ли Шумахеру оттеснить Сенну на четвертое место? Сенна заехал в боксы на двадцать четвертом круге, но затем был вынужден завести свой McLaren на штрафную боковую полосу, где провел в неподвижности 10 секунд:

«Я не мог поверить этому. Очевидно, я был оштрафован за то, что обошел кого-то на желтый флаг (я думаю, это был Кома), но этот парень сам сместился по треку, давая мне пройти! Люди, которые принимали это решение, должны были по-другому осуществить его, потому что случилась большая ошибка. Я был рассержен. Я просто обходил кругового, который давал мне дорогу».

(Взгляд Рамиреса, координатора команды McLaren: «Айртон спокоен в машине, но он может легко возбуждаться, потому что это волнующий вид спорта. Иногда, когда возникает ошибка или непонимание, он может выйти на радиосвязь очень взволнованным и несдержанным в выражениях. Однако так или иначе, кажется, что его эмоции и возбуждение не влияют на его вождение. Это выглядит так, как будто одна часть его мозга очень спокойно управляет машиной, а другая кричит: «Что происходит?». Он может быть изменчивым и резким с кем угодно, но на его искусство вождения это не влияет. Что, может быть, даже и к лучшему».)

Сенна вернул себе четвертую позицию. Моросящий дождь продолжался, и Сенна сделал пит-стоп, чтобы заменить резину на «мокрую». Хилл сделал это на следующем круге. Прост оставался на трассе – неверное понимание сообщения по радиосвязи: он подумал, что боксы не готовы, и это стоило ему всей гонки. Кристиан Фиттипальди потерпел аварию, и Прост, минуя обломки машины, соскользнул с трассы на гравий. Машина службы безопасности медленно вела гонщиков по кругу, машины теснились позади нее в том порядке, в каком они присоединялись к этой кавалькаде: Хилл, унаследовавший лидерство от Проста, потом круговой Дерек Уорвик (Footwork), затем Сенна. Дождь прекратился, и на тридцать восьмом круге машина службы безопасности исчезла в боксах. Сенна «разобрался» с Уорвиком и устремился за Хиллом. Охота разгоралась.

Сенна вовремя почувствовал, что трек подсыхает, и сделал пит-стоп для перехода на «сухие» шины, затратив на это 7,21 секунды. Хилл остался еще на круг и также произвел смену шин, потеряв 6,41 секунды. Как на театральной галерке, зрители подняли невообразимый шум, свистели и выкрикивали возгласы одобрения. Удастся ли Сенне стать лидером до появления на греке Хилла? Сенна прошел левый поворот перед выходом на прямую старта-финиша, в то время как Хилл выводил Williams на выход пит-лейна: за изгибом пит-лейна следовал уклон. Хилл достиг конца уклона, когда Сенна приближался к первому повороту нового круга.

Выйдя на трассу, Хилл выжимал все что, мог, «сухие» шины разбрасывали брызги, а Сенна упорно пробивался к нему. Сенна имел хороший разгон и прекрасно разогретые шины, и через пару виражей подтянулся к Хиллу, устроившись в разреженном воздушном пространстве позади его машины.

«Я только что выехал на новых шинах, – объяснял позже Хилл, – и немножко осторожничал. Я шел по сухой полосе, и ему пришлось чуть сместиться на мокрый участок. Он пошел на риск, и не напрасно. Ему удалось пройти вперед. Если бы у меня был в запасе хотя бы один круг, чтобы разогнаться на новых шинах!..»

Судьба Бразильского Гран-при была решена. Интервью Сенны после гонки: «Это была одна из моих лучших побед, хотя, может быть, все-таки не такая, как в 1991 году. В этих условиях необходимо, чтобы все работало на тебя, на твою победу, вся команда. Моя машина не являлась достаточно быстрой, чтобы тягаться с Williams, но прошла всю гонку без особых проблем, а посмотрите на поддержку зрителей!.. Это нечто, это каждый может испытать только на себе».

«После гонки я не видел никого более счастливого, – отмечал Рамирес. – Было безумно весело. У нас устроилась вечеринка в одном из диско-клубов, мы подбрасывали его в воздух; и Пеле был там, все было просто непередаваемо. Айртон чрезвычайно радовался успеху».

Он был столь разговорчивым и так бурно отмечал свою победу, что в течение недели у него болело горло и ему потребовались антибиотики.

На машине, которая (теоретически) не имела никаких шансов, Сенна возглавил чемпионат мира с 16 очками, у Проста – 10 очков, у Хилла и Бланделла (Ligier) – 6. Еще более захватывающие события произошли двумя неделями позже: Айртон Сенна да Сильва, сын Мильтона Гвирадо Теодоро и Нейды, брат Вивианы и Леонардо, прошел один из самых впечатляющих из когда-либо пройденных кругов и достиг одной из величайших побед.

Еще не было договоренности об условиях проведения сезона, когда он приехал в Донингтон-Парк, и Европейский Гран-при дал необычный поворот событиям. Вполне предсказуемая стартовая решетка: в первом ряду Прост (поул-позишн) и Хилл, Шумахер и Сенна – во втором. В воскресенье 11 апреля в Донингтоне шел дождь, и хотя он потом прекратился, только Лехто (Sauber) рискнул пройти всю гонку на «сухих» шинах. Еще на стартовой позиции Сенна принял решение: «Я должен сделать все возможное до того, как оба Williams хорошенько обоснуются на трассе, ведь они имеют заметное техническое преимущество».

Красный свет сменился зеленым: Прост стартовал достаточно спокойно, Хилл рядом с ним, Шумахер – в центре трека. Вендлингер (Sauber) сперва надвинулся на Шумахера, затем сместился к центру и оттеснил его. Тот в свою очередь оттеснил Сенну на скользкий треугольник, окрашенный в бело-синюю полоску – треугольник, разделяющий газон и выезд с пит-лейна.

Сенна резко развернул McLaren и пошел поперек трека, стараясь обойти Шумахера по внутренней части трека на вираже Redgate, длинном подковообразном повороте направо. Положение сложилось такое: Прост на основной полосе, и ему никто не мешает; Хилл – сзади; Вендлингер, значительно смещенный к внутренней части трека, позади Хилла; Сенна следом за Вендлингером. Шумахер тоже устремился было к внутреннему участку, но его уже занял Сенна.

На второй части подковообразного виража Прост переместился в центр трека. Хилл за ним, за Хиллом Вендлингер. Шумахер пошел по внешней части трека. Это оставляло внутри открытым «канал». Сенна, правда, слишком поздно направился в него: вираж изогнулся, и пришлось проехать двумя колесами по линии, ограничивающей трассу. Но тем не менее он ушел от Шумахера.

Они спустились вниз к виражу Craner Curves, повороту сначала налево, а потом направо. Сенна бросает свой McLaren на внешнюю сторону по отношению к Вендлингеру и описывает огромную дугу. Он уже третий.

«Я видел его в зеркало, – сообщает Вендлингер, – и мог наблюдать, как он ведет машину. Я знал о его репутации на мокрых трассах, а также точно знал, что он собирается предпринимать. И поэтому решил просто дать ему дорогу. Ведь мне не хотелось выбывать из гонки».

 

Я никогда не забуду этот круг, он их вывел из равновесия, всех просто деморализовал

 

Но его продвижению, казалось бы, должен наступить предел. Говорит Рон Деннис: «Он хорошо знал возможности своей машины, но вел гонку очень агрессивно». Где он, предел? Когда Сенна описывал дугу вокруг Вендлингера, мы могли бы услышать его фразу: «В некоторых случаях это психологический порог, и вы просто не можете переступить через него. И вы должны быть настойчивыми в своем намерении».

Они поднялись по склону к Starkeys Bridge, повороту налево. Сенна догнал Хилла. Покинув Starkeys, Сенна сдвинулся по треку, но остался ближе к внутренней части – идеальная позиция для захода на вираж McLeans (поворот направо). Он переместил свой McLaren еще дальше внутрь и проскочил мимо Хилла. Уже второй.

«Я плохо стартовал, – объяснял Хилл. – Фактически я надеялся, что мне удастся обойти Алена на вираже Redgate, и если бы я смог это сделать, то стремительно бросился бы вперед, потому что на мокрой трассе гонщик позади лидера имеет ограниченную видимость, в то время как перед лидером свободный трек, хотя он тоже подвергается своего рода риску, не зная, каково состояние трека впереди. Меня, конечно, раздражало положение позади Алена, ведь я не мог по-настоящему рассмотреть трассу, и мне оставалось держаться за ним в надежде, что мы оторвемся от преследователей. Да, ты видишь, что за тобой идет машина, и даже можешь различить какая она - красная она или белая, но ты не знаешь точно, что это за машина, пока она не поравняется с тобой. Я мог бы вступить в борьбу на вираже, но ведь это было только начало гонки, мне казалось непозволительно так рисковать. Когда Сенна прошел мимо меня, я подумал: «Боже мой, Айртон!». И следующая мысль была: «Удержи его, Ален. Позаботься о том, чтобы не пропустить его вперед».

На участке Соррiсе, повороте направо, Сенна почти догнал Проста. На прямой Starkeys Straight он продолжал приближаться к Просту, а при прохождении через вираж Esses – поворот налево, а затем поворот направо – смог уже уцепиться за него. Они прошли вместе по направлению к шпильке Melbourne, довольно узкому подковообразному участку. Сенна направил свой McLaren по середине трека. Прост – снаружи от него и пытается завладеть внутренней частью трека. Обе машины соскользнули внутрь, но Сенна все-таки первым захватил трек на шпильке. Лидер.

 

1 круг Сенна 1:35.843
  Прост 1:36.541
  Хилл 1:36.963

 

Из миллионов кругов, пройденных с 1950 года – начала современной эры чемпионатов мира, – никто не смог бы с определенностью назвать лучшего. Поскольку предмет необъятен, а подход субъективен, я думаю, ни у кого не возникло бы сомнения, что круг со временем 1 минута 35,843 секунды – один из явных кандидатов на подобное звание.

Рамирес, находясь в боксах, позже рассказывал: «Я никогда не забуду этот круг, он их вывел из равновесия, всех просто деморализовал. Сенна выиграл гонку на этом первом круге. Я смотрел на него, проезжающего первым мимо нас, и думал: «такого не может быть! Как это могло случиться? Как он смог добиться преимущества? «Williams», должно, идут на «сухих» шинах. Пригляделся – нет, они так же, как и наши, на «мокрых». Конечно, все мы знали мастерство Айртона – он был просто суперменом на мокрой трассе, настолько он тоньше чувствовал машину по сравнению с другими гонщиками. И наша машина была хорошо подготовлена для подобных условий, но все же...»

 

2 круг Сенна 1:27.882
  Прост 1:31.429
  Хилл 1:32.003

 

«Я вновь засомневался по поводу шин на машинах Williams, – продолжает Рамирес. – И на втором круге подбежал к стенке пит-лейна, но нет, никакой ошибки: «мокрые», как и у нас. И продолжал недоумевать: как мог этот парень получить такое невероятное преимущество? Может быть, у Williams какие-то проблемы с переключением передач? Переход на более низкую передачу иногда вызывал блокировку задних колес, машиной становилось трудно управлять, но даже в этом случае...»

 

З круг Сенна 1:28.203
  Прост 1:30.722
  Хилл 1:30.908

 

Порядок определился следующий: воодушевлено идущий Рубенс Баррикелло – четвертый, затем Алези, за ним Шумахер. Он поддерживался до 16 круга, когда Алези сделал пит-стоп для замены шин, Хилл и Шумахер произвели замену на круг позже. Сенна – на круг позже них, Прост – на круг позже Сенны. Затем порядок стал таким: Сенна, Прост, Хилл, Алези, Баррикелло, Шумахер – все на «сухих» шинах. Далее графики прохождения кругов приняли запутанный характер, осложненный обилием пит-стопов – таким многочисленным, что команда Williams, например, просто замучилась на смене шин, – поэтому прервем наше повествование до двадцатого круга, чтобы проверить правильность стратегии пит-стопов.

Деннис – координатор действий команды McLaren. Он располагается на стенке пит-лейна. У него наушники, и он может переговорить с гонщиком. Перед ним экран компьютера, выдающий информацию о графике движения гонщиков. Он рассказывает: «Я нахожусь в уникальном положении по сравнению с гонщиком, который (я слегка упрощаю) может видеть только машину впереди и машину сзади. Я имею полную картину гонки, вижу, каково время прохождения круга другими машинами при их выборе резины. Я отслеживаю ситуацию, которая ожидает нашего гонщика в ближайшее время. Это дает мне возможность выбрать время для пит-стопа так, чтобы в дальнейшем стратегически верно вернуться на трассу. Я подбираю команду, которая была бы высоко дисциплинированной и квалифицированно эксплуатировала новую технику. А если взять все вместе – это значительно влияет на результат выступления на Гран-при.

С гонщиком существует непрерывная взаимная связь. Гонщик всегда находится в лучшем положении в смысле понимания того, что происходит с шинами, чем его команда на стенке пит-лейна, и это естественно – он сидит в машине. Однако, несомненно, существует и информация, доступная только для нас (как, например, в Аделаиде в 1993 году – другая история о пит-стопах), которая создает необходимость оказывать большее давление на гонщика, чтобы заставить его сделать пит-стоп. В такой ситуации в Аделаиде команда «взяла власть» над гонщиком и дала ему знак остановиться. Конечно, все гонщики делают так, как им говорят (улыбается), но иногда уходит пара кругов, чтобы внушить им необходимость остановки». Время после двадцатого круга:

 

Сенна 29мин. 34.973сек
Прост +5.141 сек
Хилл +6.913 сек
Алези +16.445сек
Баррикелло +19.876сек
Шумахер +20.495 сек

 

Сенна мог сорвать гонку на двадцать первом круге. Проходя через вираж Соррiсе, он уткнулся в Фиттипальди и Бланделла и старался протиснуться между ними. На прямой Starkeys Straight Бланделл выдвинулся, чтобы обойти Фиттипальди, в то же время выдвинулся и Сенна, чтобы в свою очередь обойти Бланделла.

Бланделл достиг левого поворота виража Esses, но инерция заставляла его двигаться вперед и немного в сторону. Фиттипальди, видя надвигающегося Бланделла, резко дернулся влево, заходя на поворот, но обнаружил, что там уже находится Сенна. Сенна направил свою машину на бордюр, но они все-таки слегка подтолкнули друг друга колесами.

«Да, я соперничал с Фиттипальди, – сказал Бланделл. – Это была одна из гонок в тяжелых погодных условиях, но к тому моменту трасса уже начала подсыхать. Правда, была только одна сухая полоса. Неведомый для меня Сенна находился позади нас, превращая нашу компанию в маленькое трио. Я предпринял маневр, чтобы обойти Фиттипальди, а Сенна пристроился и сделал рывок, стараясь обойти нас обоих. Я вышел на мокрый участок трассы и, честно говоря, слишком далеко, чтобы иметь возможность потом вернуть машину в нужное место. Я вынужден был идти дальше по прямой – не было сцепления. Только в тот момент, когда я овладел машиной, из своей кабины увидел, как Сенна прорывается вперед. Я решил, что ему придется в любом случае несколько притормозить, потому что иначе Фиттипальди окажется в довольно затруднительном положении.

Гонщики, конечно же, следят за окружающей обстановкой. Какую-то часть времени ты всегда поглядываешь в зеркало, но когда борешься на скорости 180 или 200 миль в час, твои концентрация и напряжение неизбежно переходят на другой уровень: ты рассчитываешь элемент риска. Ты прикидываешь слабые места машины соперника, оцениваешь машину и гонщика в целом, решаешь, где ты можешь обойти его. Это может продолжаться на протяжении, скажем, пары кругов. Если кто-то находится за тобой (а, может быть, и целая группа) с большой разностью в скорости – он вскоре будет у тебя «на хвосте». А в данном случае Сенна как раз имел гораздо большую скорость, все мы видели, как он ушел вперед сразу же на первом круге. Положение осложняется в считанные секунды, поэтому ты не всегда можешь на сто процентов контролировать его».

Опять застучали капли дождя, все чаще и чаще. На двадцать втором круге Прост перешел на «мокрые» шины, Хилл – двумя кругами позже. Но это могло оказаться и опасным. Кто знает, насколько мокрым будет трек через 5 минут, через 10, 20? Или насколько сухим? Вспомните, ведь это Англия в апреле. Сенна как бы играл в рулетку. Появилось преимущество у Проста? Нет.

 

  Сенна Прост Хилл
24 круг 1:26.363 1:27.015 1:30.772
25 круг 1:26.210 1:26.552 1:47.749
(после его остановки)
26 круг 1:26.365 1:27.720 1:27.249
27 круг 1:26.249 1:27.291 1:28.607
28 круг 1:27.617 1:26.441 1:27.706

 

По радиосвязи можно было услышать: «Прост только что прошел круг быстрее, чем ты, Айртон». Порядок следования стал таков: Сенна, Алези, Прост, Баррикелло, Хилл, Херберт. Сенна имел преимущество более чем в 20 секунд над Алези и более чем в 30 секунд над Простом. Выдерживая такой темп, Сенна создал достаточное преимущество, чтобы сделать пит-стоп и остаться лидером. И Алези вскоре должен будет сделать пит-стоп. Дождь уменьшился до моросящего, но Сенна все-таки сменил шины на "мокрые" на двадцать восьмом круге и сохранил лидерство.

 

  Сенна Прост Хилл
30 круг 1:28.789 1:27.040 1:28.827
31 круг 1:29:433 1:26.221 1:30.219
32 круг 1:27.562 1:25.544 1:29.625

 

Порядок: Сенна, Прост, Баррикелло, Хилл, Алези, Херберт. На тридцать третьем круге, когда трек подсох, Прост рискнул и опять перешел на «сухие» шины, на круг позже Сенна последовал его примеру. И это стоило ему лидерства. Что-то не заладилось с правым задним колесом, ребята-механики находились в очень сильном нервном напряжении. Гайка с сорванной резьбой обошлась Сенне простоем в 20 секунд. Теперь Прост выигрывал около 7 секунд. А дождь возобновился. Это заставило Проста на тридцать восьмом круге сделать пит-стоп для перехода на «мокрые» шины, Хилл последовал за ним на сорок первом круге. Сенна остался на трассе, компенсируя капризы погоды своим мастерством, McLaren чуть-чуть «танцевал», но не выходил из-под контроля. Было особенно заметно в этот трудный момент гонки, что за рулем мастер.

 

  Сенна Прост Хилл
42 круг 1:25.686 1:28.293 1:45.381
43 круг 1:26.460 1:26.119 1:25.260
44 круг 1:24.166 1:26.503 1:25.359

К сорок шестому кругу Сенна вписался во время 1 минута 23 секунды, Прост – 1 минута 27 секунд. Трек опять подсыхал. Просту пришлось рисковать вновь, чтобы не потерять гонку. Он сделал пит-стоп для перехода на «сухие» шины на сорок восьмом круге и застрял – возникли трудности с муфтой сцепления.

Порядок следования после перестановок: Сенна, Баррикелло, Хилл; затем Прост, Херберт и Патрезе (Benetton) с отставанием на круг. На пятьдесят третьем круге Прост сделал пит-стоп в шестой раз, чтобы сменить заднее левое колесо. Он почувствовал прокол. Баррикелло остановился на пятьдесят пятом круге. Поэтому Сенна, лидируя в Европейском Гран-при, выиграл целый круг. «Айртон и команда поработали хорошо, – отметил Рамирес. – Мы сделали меньше пит-стопов, чем другие, поэтому выиграли время, а когда он выиграл целый круг, это было просто невероятно! Не-ве-ро-ят-но!»

А дождь пошел вновь. Сенна было выехал на пит-лейн, чтобы одеть «мокрые» шины, но сразу же съехал вниз, помахав рукой в перчатке ремонтной бригаде, и помчался дальше!

«Я передавал по радиосвязи: «Шины! шины!» – но бригада не была готова. Я увидел их только выкатывающими шины из гаража, поэтому сразу же возвратился на трассу».

Простим это бригаде. Это был единственный момент несогласованности в тот невероятный, бесподобный день. Не забудьте, въезжая в боксы, гонщик избегает прохождения всего пути по участку Goddards – значительная экономия.

Круг Сенны с заездом на пит-лейн оказался быстрейшим кругом гонки – нечто уникальное и неправдоподобное.

Сенна прошел еще круг и решил пока остаться, чтобы «посмотреть, смогу ли я удержаться», но Хилл сократил отставание, сделав его меньше полного круга. Сенна сменил шины на «мокрые» на шестьдесят шестом круге, – «дождь усилился, и мне пришлось заехать в боксы». Хилл и Прост ответили подобными действиями но теперь у команды уже не было новых комплектов шин, и пришлось надевать ранее использованные. Это простительно. Ведь Хилл менял шины на 17, 24, 34, 41, 50-м и 68-м кругах, а Прост – на 19, 22, 33, 38,48, 53-м и 69-м кругах.

В надвигающейся темноте Сенна более спокойно проехал последние несколько кругов, так как дождь еще усилился. Вот окончательные результаты:

 

Сенна 1 час 50 мин. 46.570 сек
Хилл +1 мин. 23.199 сек
Прост + один круг
Херберт + один круг
Патрезе + два круга
Барбацца + два круга

Деннис: «Донингтон – одна из наиболее удачно построенных в стратегическом плане гонок, где мы работали в полном взаимопонимании».

Рамирес: «После этой гонки Айртон чувствовал себя прекрасно. Она ему самому понравилась, он получил от нее настоящее удовольствие. Этой гонкой он будет говорить о себе всегда».

Сенна (в тот день): «Я не знаю, сколько раз мы останавливались для смены шин (мягкая улыбка). Я думаю, это, наверняка, рекорд для всех гонок. Вождение по мокрой и очень скользкой трассе требует огромных усилий, потому что ты с трудом чувствуешь машину, а тебе нужно вписаться во все виражи, и всегда есть опасность вылететь с трассы. Подобные условия создают шанс для риска, в данном случае мы рисковали умело, и он окупился сполна. После всего происшедшего я чувствую большое облегчение. Мне хотелось бы съездить домой и провести еще одну такую же вечеринку, как после гонки в Бразилии. Потом я, конечно, проведу еще одну неделю с больным горлом и буду принимать антибиотики, но мне все равно хотелось бы пройти через все это снова». – Впоследствии Сенна добавил: – «Эта гонка многое рассказала мне. Это было как раз то, что я хотел доказать самому себе».
Брандл: «Гонка была просто потрясающей. Требовались не только высокая техника и крепкие нервы, но и хорошая голова».

Перенесемся опять в тот прохладный день в Эшториле, в январе 1994 года. Сенна размышляет: «Естественным стремлением гонщика, до тех пор пока он способен работать в команде, является стремление непрерывно учиться. Опыт только дополняет его искусство вождения, при условии, что он способен поддерживать свое движение к совершенствованию на определенном уровне. Считаю, что это относится почти к каждому году моей карьеры начиная с 1984 года. Я всегда шел этим путем, может быть, ко мне сказанное относится даже в несколько большей степени, но это не значит, что я шел быстрее, но – более последовательно, меньше подвергаясь ошибкам, постоянно размышляя и анализируя. Такой опыт позволяет тебе быть все время на шаг впереди и быть готовым сделать следующий ход в гонке».

Как в Донингтоне – три пит-стопа впереди?

В серый и сырой вечер 11 апреля 1993 года положение в чемпионате мира, вопреки всяким предсказаниям, сложилось такое: Сенна – 26 очков, Прост – 14, Хилл – 12. Вскоре, надеюсь, не показавшись бесцеремонным, я послал Сенне факс: «Мышление – это лучший спутник в пути».

Будет ли Сенна подписывать контракт с McLaren на остаток сезона? В Донингтоне он не хотел говорить об этом, продолжая придерживаться выжидательной тактики. Однако он начал оказывать давление на фирму Ford, которая заключала контракт с Benetton относительно снабжения его двигателями.

«Это какая-то нелепая ситуация, ведь Ford заключил контракт с нами. Единственный шанс у Ford выиграть Гран-при – это быть в союзе с командой McLaren. Benetton может выиграть гонку только в том случае, если вылетят Williams и McLaren. Ford уже имеет две победы в Гран-при и лидирует в чемпионате после трех гонок, и все это на машине, которая дорабатывается, и при двигателе, который, как выясняется, с минуты на минуту предполагается заменить на новую модификацию двигателя Ford».

Сенна продолжал оказывать давление в Имоле после того, как переговоры между Fordом, Benettonом и McLarenом провалились. Он обвинил Benetton в том, что они выдвинули запросы, которые были удовлетворены, а затем изменили свои условия. (В конечном счете усилия Сенны и команды увенчались успехом, и они получили двигатели к Британскому Гран-при в Сильверстоуне.)

Он прибыл в Имолу из Бразилии в пятницу за пять минут до начала практических заездов. В практике его закрутило, закрутило его и в первой квалификации, вновь закрутило и во второй квалификации, но он все же сумел поставить свой McLaren во второй ряд. Опять гонка по мокрой трассе (четвертая из четырех). Хилл лидировал, но и его закрутило, далее лидировал Прост, а затем – Сенна, до тех пор пока после сорок второго круга у McLaren не «отказала гидравлика в конце прямой при скорости свыше 300 километров в час.

«Было очень мало места, но мне все-таки удалось остановить машину, а вскоре после этого у меня отказали все системы».

Победил Прост.

В Испании после квалификационных заездов Сенна оказался во втором ряду. После напряженных действий на первом повороте Прост захватил лидерство у Хилла, Сенна третий. Он не мог удержаться ни за одним из Williams. Шумахер, первоначально идущий следом, не смог удержаться за Сенной. Главной фигурой Гран-при стал Прост, преследовавший Хилла и обошедший его. Сенна шел третьим до сорок второго круга, когда у Хилла отказал двигатель. В конечном счете, Сенна унаследовал второе место и сохранил его, несмотря на задержку на пит-стопе.

«Я сделал пит-стоп, потому что задние шины были стертыми и грязными, что влияло на балансировку машины. Лучше остановиться и обезопасить себя, – хотя остановка оказалась необычной!»

Левое заднее колесо застряло, продержав его на стоянке 15,01 секунды.

«У меня было несколько серьезных моментов во время гонки. Двигатели взрывались передо мной два или три раза, и в последний раз мне всю маску залепило маслом. До конца оставалось еще пять-шесть кругов. У меня возникла проблема, как наблюдать за трассой. Я попытался очистить маску, но не смог добиться лучшей видимости. Шумахер усердно наседал, так что я просто старался остаться перед ним».

Прост – 34 очка, Сенна – 32, Шумахер – 14, Хилл – 12.

В Монако Прост отобрал поул-позишн у Шумахера. Сенна во втором ряду, но непосредственно позади Проста, несмотря на происшедший с ним несчастный случай.

«Это было вызвано наличием некоторых неровностей на выходе из тоннеля. Машина не смогла преодолеть их достаточно ровно, и я потерял управление. Произошла не просто авария – я повредил себе руку. Рука болела, но я особенно ощущал боль тогда, когда получал отдачу от колеса, например, когда я наезжал на бордюр».

 

Наложенный шунт сузил мне обзор ...Я понял, что гонка будет трудной

 

На старте Прост тронулся чуть-чуть раньше появления зеленого света и захватил лидерство – за это он будет оштрафован десятисекундной остановкой.

«Оказалось, что рука создавала гораздо большие трудности, чем я мог предвидеть. Наложенный шунт сузил мне обзор. Когда я не смог попасть в первый ряд, я понял, что гонка будет трудной».

Его размышления: «Обдумал гонку предыдущей ночью. Я знал, что не смогу захватить лидерство. Мне необходимо было справиться со скоростью Williams, и я уповал на то, что качество их покрышек будет хуже, чем у меня. Прост взял преждевременный старт, возможно, охваченный отчаянным стремлением захватить лидерство на первом вираже, – результат давления, которое оказывал я на него, хотя и был позади. События развивались в мою пользу, но у меня был план, и я придерживался его».

Штраф, наложенный на Проста, осложненный двукратным глушением двигателя при попытке тронуться с места, отодвинул его на двадцать второе место. Выдержанный Шумахер уверенно лидировал, но на тридцать третьем круге отказала гидравлика. Сенна не сделал никаких ошибок в оставшейся части гонки и добился шестой победы на гонках в Монако. (Этот результат побил рекорд из пяти побед, одержанных отцом Хилла – Грэхэмом, между 1963 и 1969 годами.) У Сенны – 42 очка, у Проста - 37, Хилла – 18, у Шумахера – 14.

Мастерство Сенны было продемонстрировано в Канаде, в гонке по сухой трассе, где он не мог надеяться на такой же первый круг, какой показал в Донингтоне. Но это не умаляет сделанного.

Прост  
  Хилл
Шумахер  
  Патрезе
Бергер  
  Алези
Брандл  
  Сенна

При старте две колонны перемешались. Бергер мгновенно занял своим Ferrari середину трека, Алези расположил свой Ferrari позади Бергера. Шумахер не смог «чисто» стартовать. Все выстроились в одну колонну – Хилл, Прост, Бергер, Алези, Патрезе, Сенна. На первом повороте налево на 90 градусов Сенна пошел снаружи от Патрезе. Приблизительно в 50 метрах впереди начинал раскручиваться правый подковообразный вираж. Положение Сенны «снаружи» превращалось здесь в положение «внутри», но Алези и Патрезе, оба идущие по основной полосе, углубляющейся внутрь, перекрыли его. Картина такова: изгибающийся полосатый красно-белый бордюр и Сенна, полностью вытесненный на него всеми четырьмя колесами. Он сохранил свою скорость на бордюре, так что – в то время как Алези ушел вперед – Сенна пошел рядом с Патрезе.

Выходя из подковообразного виража, он был с Патрезе колесо в колесо, а затем обошел его. Быстро-быстро Сенна уцепился за Алези и преследовал его, стимул к борьбе возрастал. В шпильке он находился снаружи от Алези, и теперь уже они были колесо в колесо, почти касаясь друг друга на выходе из шпильки. На следующем повороте налево Сенна держался внутри, а Алези занимал середину трека. Сейчас их колеса находились так близко, что едва ли можно было рассмотреть просвет между ними. Сенна сразился с Алези на подходе к извилистому виражу, перед боксами, и ушел от него, стремление к борьбе еще больше возрастало. На втором круге оно вывело его уже на Бергера, Сенна обогнал Бергера в шпильке по внутренней части трека.

Уже далеко не в начале гонки Хилл сделал неудачный пит-стоп. Сенна стал вторым, впереди – Прост. Но когда оставалось семь кругов, не выдержало электрооборудование – машина неожиданно начала резко терять скорость.

Перед Французским Гран-при Сенна, наконец, подписал контракт с командой McLaren на оставшуюся часть сезона, но, как раз начиная с этой гонки, звание чемпиона мира стало все дальше ускользать от него. Победил Прост. Сенна – четвертый. У Проста – 57 очков, у Сенны – 45, у Хилла – 28, у Шумахера – 24. Сильверстоун «не прощает» ни одну машину с мощностью меньше, чем у Williams. Более того, команда McLaren столкнулась с проблемой слишком больших крыльев, что Сенна описывал как проблему устойчивости, но это же замедляло машину на прямых участках.

Прост тяжело стартовал в Сильверстоуне и оказался третьим, позади Сенны. Предпринимаемые тактические и встречные ходы стали откровенно опасными, машины делали резкие движения навстречу друг другу и в стороны на полной скорости. Был момент, когда Просту пришлось резко ударить по тормозам, чтобы избежать столкновения с McLaren. Я оказался свидетелем всего этого вместе с Найджелом Роубаком из «Автоспорта». Мы затаили дыхание. Роубак искал слова для выражения своих эмоций и не сразу нашел их. Наконец, он почти бессвязно пробормотал: «И все на какой скорости! На какой скорости! О, Боже!».

Существует грань между крайним устремлением задней машины вперед и отказом уступить ей эту борьбу. В данном случае гонщики почти переступили грань, чему мы были очевидцами. Общее облегчение наступило через несколько кругов, когда Прост решил, больше не рискуя, оставаться позади. Прост позже сказал Роубаку: «Было очень трудно, а иногда даже очень опасно, но более я ничего не хочу сказать. Нет смысла».

За один круг до финиша у Сенны кончилось горючее, он получил пятое место. У Проста – 67 очков, у Сенны – 47, у Шумахера – 30, у Хилла – 28.

В Германии Сенна также оказался максималистом. Прост опять неудачно стартовал. Хилл лидирует, за ним Шумахер. А Прост и Сенна спорили по-мужски при входе на первый извилистый вираж.

«Оба, и Ален и я, затормозили очень поздно. Не знаю, коснулись мы друг друга или нет, но мы оба вышли за допустимый предел. Я потерял управление и меня закрутило».

А Прост в свою очередь сказал: «Мы шли очень близко. Если бы я не ушел в сторону, мы бы соприкоснулись. Такое случается нечасто, но я считаю, что не стал бы поступать по другому в той ситуации».

После того, как его закрутило, Сенна уже двадцать четвертый, а ему нечего терять. Он устроил демонстрацию своих возможностей на Хоккенхаймринге и стал теперь другим Айртоном Сенной: выдержанный и тактичный по отношению к соперникам, дисциплинированный, выбирающий место для обгона. Никаких «зубодробительных» маневров, никаких выпадов, никаких попыток приблизиться к границе дозволенного. Совершенно другой Сенна по сравнению с тем, каким он был в Сильверстоуне. Ко второму кругу он уже двадцатый, к четвертому – пятнадцатый, к четырнадцатому – седьмой, к двадцать седьмому – шестой. Он сделал одну из предусмотрительных поздних остановок для смены шин:

«Машина вела себя странно, и я рисковал разорвать шину на скорости около 300 километров в час».

Ему пришлось утешиться, финишировав четвертым. Хилл должен был выиграть, но у него разорвалась шина за два круга до финиша. Первое место и десять очков достались Просту. Положение в чемпионате: Прост – 77 очков, Сенна – 50, Шумахер – 36, Хилл – 28.

Хилл победил в Венгрии. Сенна уверенно занимал вторую позицию до восемнадцатого круга, когда не выдержало электрооборудование.

«Я мог обойти Хилла на втором вираже, но решил сделать это при более осторожном сближении, потому что машина была на пределе. А очень скоро я начал испытывать проблемы с дроссельной заслонкой. Это влияло на мое управление машиной, на некоторых поворотах я чувствовал себя просто пассажиром. Попытался сделать некоторые переключения в электронике, но это вызвало пропуски зажигания в двигателе, а дроссельная заслонка стала вести себя еще хуже».

Две стороны натуры Сенны, проявившиеся в Спа. В интервью Джо Зоварду из «Автоспорта» Сенна сказал:

«Существуют области, где применима логика и где она не применима. Не имеет значения, как далеко ты ушел в понимании религии и религиозного опыта, есть вещи, которые нельзя логически объяснить. Мы всегда стремимся понять только то, что можем ощутить: цвета, осязание предметов, запахи. Если это находится вне подобного круга, это превращается в безумие. Я имел величайшую возможность испытать нечто за обычными пределами. И если однажды ты испытал это, то знаешь, что оно существует, и именно поэтому должен говорить об этом с другим».

Во время квалификации Lotus Алессандро Занарди потерял управление при прохождении виража Eau Rouge на скорости 150 миль в час (240 км в час), ударился о барьер, а затем, бешено пролетев по всей ширине трека, ударился о другой барьер, рассеяв по трассе обломки. Андретти своевременно притормозил, объезжая их. А идущий очень энергично Сенна на что-то наткнулся. Его сознание работало расчетливо и решительно:

«Я видел Майкла под углом 45 градусов к основной полосе. Мне некуда было уходить, и я знал, что не смогу полностью остановить машину. Поэтому я выбрал такой путь, который позволял избежать столкновения с машиной Занарди и обслуживающим персоналом трассы».

Сенна резко бросил свою машину в сторону, переднее правое колесо оставило черный след на треке. Двое, из оказывающих помощь Занарди, заметили Сенну и бросились прочь. Машина Сенны прошла всего лишь в нескольких сантиметрах от задка машины Андретти, ударилась в ограждение и остановилась в какой-нибудь паре метров от тех обслуживающих трассу людей, которые никуда не убежали. Восприятие профессиональным гонщиком случившегося совершенно отличается от реакции обычных людей.

«Когда я увидел, что с Занарди все в порядке, то совершенно выбросил этот инцидент из головы».

Судьи, однако, сделали выговор Сенне за то, что он не замедлил движение на желтые предупреждающие флаги...

На Бельгийском Гран-при Сенна не имел возможности применить свои умные тактические ходы. Все, что Сенна смог сделать и действительно сделал, так это изумительно стартовал из третьего ряда – обошел по наружной стороне Алези и Хилла, а на участке La Sourse даже был на втором месте, позади Проста. Хилл, однако, используя мощность двигателя Renault, на втором круге обогнал его на подъеме к виражу Les Combes.

Шумахер, «споткнувшийся» на стартовой линии из-за отказа некоторых систем, выправил положение и настиг Сенну, который впоследствии вспоминал:

«Первые несколько кругов были прекрасными, но потом я почувствовал, что не смогу поддерживать заданный темп. Я рано сделал пит-стоп для замены шин (тринадцатый круг), решив: это может улучшить мои шансы в борьбе с Шумахером».

Шумахер финишировал вторым, Прост – третьим, Сенна – четвертым. У Проста – 81 очко, у Сенны – 53, у Хилла – 48, у Шумахера – 42.

Чтобы осмыслить старт в Монце, где Прост уже имел возможность стать чемпионом, вам необходимо понять затруднительное положение Сенны. При сухой погоде на высокоскоростных трассах он вряд ли мог надеяться на соперничество с Williams, за исключением, пожалуй, такого случая, когда, используя свое мастерство, он получал первоначальное преимущество и захватывал лидерство.

Он сформулировал это для себя так: «Самыми существенными являются надежность, настойчивость и хороший старт». Единственной тактикой могло быть - отсиживаться сзади и ждать, что болиды Williams либо потерпят аварию, либо у них что-то выйдет из строя. Если же ничего подобного не произойдет, он, в лучшем случае, станет третьим. Но Айртону Сенне не присуще соглашаться с третьим местом в любом Гран-при еще до старта.

Прост  
  Хилл
Алези  
  Сенна

 

На этот раз Прост стартовал успешно. Алези пробился к Просту, Сенна занял положение позади Алези. Хилла вынудили разместиться справа, когда они направились к первому извилистому виражу. За сто метров до виража Алези приткнулся впереди Хилла, Сенна последовал за ним. На заходе в вираж Хилл и Сенна шли параллельно, Сенна с внутренней стороны. При повороте они коснулись друг друга. Сенна на какое-то мгновение оторвался от земли, он проскочил через вираж по газону, но сохранил двигатель работающим и присоединился к гонке уже десятым.

«Алези и я, обогнали Хилла, но он настойчиво пытался остаться на своем месте, на внешней стороне трека. Произошло почти столкновение, но я приземлился более-менее в нужном направлении».

На девятом круге он врезался сзади в машину Брандла.

«Мы оба поздно затормозили. Задок машины при торможении оказался слишком легким, и я просто не смог удержать его, а находился очень близко к Мартину».

Прост должен был победить, но почти на финише у него отказал двигатель. Утверждение чемпионского звания откладывалось до португальской гонки, где Прост получил свое, рассчитав все ходы и контрходы: он осторожно и не слишком настойчиво боролся с Шумахером за лидерство и выглядел вполне счастливым, финишировав вторым. Этого было достаточно. На начальном этапе гонки Сенна шел вторым, но его двигатель неожиданно «выдохся», что сопровождалось сильным взрывом:

«Я по-настоящему испугался, – говорил он потом, – так как в любой момент могла загореться машина».

В Португалии Прост объявил о своем уходе из Формулы-1, утверждая, что подобный шаг обдумывался им давно.

В Японии на Jordan дебютировал Ирвайн, хорошо выступил в квалификационных заездах и занял четвертый ряд. Сенна захватил лидерство и удерживал его до двадцать первого круга, когда он сделал пит-стоп для смены шин. Затем возвратил его себе при пит-стопе Проста. Гонка велась как по сухой, так и по мокрой трассе. Уже во второй половине ее Сенна на «мокрых» шинах приблизился к Ирвайну и Хиллу, ведущим борьбу за пятое место. Обошел Ирвайна (также на «мокрых» шинах) и уперся в Хилла. Ирвайн решил вернуть себе позицию, проскочил мимо удивленного и раздраженного Сенны, попытался поменяться местами с Хиллом. Борьба стала жесткой и нервозной. Сенна немного отступил, приготовился – и прорвался мимо Ирвайна, а также и мимо Хилла. Но раздражение в душе не рассеялось.

Он сделал пит-стоп для смены шин – незапланированная остановка. Были очень изношенные шины, и он знал, что не сможет удержать Проста (на втором месте) на последних кругах.

Сенна победил. Он сдерживал свой гнев во время телевизионной пресс-конференции, давая ему как бы медленно кипеть, хотя, конечно, нельзя было не почувствовать, что он возбужден.

«Я пережил немало неприятных моментов, связанных с поведением круговых, иногда просто очень непрофессиональным. Если ты лидируешь, у тебя не должно возникать таких ситуаций, когда тебе приходится кого-либо обгонять на двух, трех, пяти кругах. И, кроме того, если ты обходишь кругового, а круговой совершает ошибку, из-за которой ты замедляешься, и тот, кого ты уже обошел, вдруг начинает обгонять тебя, наращивая скорость, это ужасно непрофессионально поведение. Считаю, что против таких гонщиков должны приниматься меры».

С тем, что последовало далее, трудно примириться. Сенна явился в офис команды Jordan, чтобы разъяснить Эдди Ирвайну сложившийся в Формуле-1 этикет. По мере того как он говорил, его раздражение все нарастало, а тон его голоса все повышался. Он постоянно перемежал свою речь ругательствами. Гоночный азарт руководил им. Ирвайн довольно резко защищался, ни в чем не уступая и повторяя вопрос: «Разве я задел тебя? Разве я задел тебя хоть раз?». Конфликт достиг кульминации, когда Сенна ударил Ирвайна и был выведен из офиса.

Ударить другого гонщика – это вовсе не оборонительная позиция, как Сенна впоследствии станет утверждать. Просто этот случай наглядно иллюстрирует страстную защиту одним человеком того, что он считает честной игрой, защиту им правого дела от неправого – но столь страстную, что он сам себя вовлекает в неправое дело.

Спокойный сторонний взгляд на вышеизложенное излагает Марк Бланделл:

«В нашем спорте существуют само собой подразумеваемые нормы поведения. Например, когда лидер находится позади тебя, ты должен предоставить ему небольшой, но достаточный участок трека, для того чтобы он мог беспрепятственно тебя обойти. С другой стороны, у тебя есть своя собственная задача в гонке, особенно если ты также ведешь борьбу с какой-то из машин в то время, когда лидер приближается к тебе. И лидер был когда-то в твоем положении на определенном этапе своей карьеры. А потом, когда ты вернешься в боксы после гонки, менеджер команды не похвалит тебя за потерю времени на предоставление дороги лидеру».

 

– А что если он лидирует, а ты идешь намного быстрее и хочешь обойти его?

«В этом положении ты должен пошевелить мозгами, принять все во внимание, все взвесить, но в девяноста пяти процентах подобных случаев ты обязан обойти лидера раз ты действительно быстрее. Если ты просидишь у него «на хвосте» три или четыре круга, а на него никто не «давит», возможно, он сам уступит тебе дорогу, ведь ты только мешаешь ему. В чем неправ Ирвайн? Пока Айртон искал пути для обгона Хилла, Ирвайн воспользовался этой возможностью для обгона Айртона. Если бы Айртон просидел позади Хилла в течение пяти кругов и не мог обойти его, потому что, очевидно, не имел для этого достаточной скорости, то Ирвайн вполне мог решить, что ребята задерживают его, – и тогда все приняло бы иной оборот».

Рамирес как-то делился наблюдениями о гоночных способностях Сенны. (Андретти покинул Формулу-1 перед состязаниями в Португалии, давая возможность команде McLaren ввести своего третьего пилота – Хаккинена, переигравшего Сенну в квалификации-1 мин. 12,443 сек. против 1 мин. 12,491 сек.)

«Айртон имел способность сконцентрироваться не только на квалификационном круге, но на круг за кругом во всей гонке. Как я уже сказал, Мика оказался быстрее в квалификации в Португалии. Затем мы переехали в Японию, на трассу потруднее. Айртон там уже вернул преимущество в квалификации, хотя и Мика прошел хорошо – 1 минута 37,284 секунды против 1 минуты 37,326 секунды.

Айртон выиграл гонку, а Мика пришел третьим, но, смотрите, какая разница во времени между ними – более 25 секунд. После гонки Мика выглядел несколько подавленным. Я спросил его:

«Были какие-нибудь проблемы?». Он ответил: «Нет, машина вела себя прекрасно». Но по его настроению можно было понять: он ощущал, как далеко ему еще до Айртона, тот мог отлично пройти круг в квалификации, а затем проделать то же самое в гонке – круг за кругом, круг за кругом, – и в результате это превращалось в целые 25 секунд преимущества».

В Австралии Сенна занял поул-позишн по результатам первого квалификационного заезда – его единственный поул-позишн в том сезоне.

«Не будь движения на трассе, я мог бы показать и лучший результат. Кроме того, у нас возникла проблема с радиосвязью. Я хотел узнать, надо ли мне заправиться горючим. И, не получив ответа, стал кричать, особенно приближаясь к въезду в боксы. Позже я обнаружил, что у меня залипла кнопка, поэтому команда не могла мне ответить. В результате я не смог как следует сконцентрироваться и, следовательно, улучшить время».

Когда Сенна заговорил о случае с Ирвайном, глаза его загорелись:

«Ничто не оправдывает моего удара, и сам я себя не оправдываю. Но то, что произошло во время гонки, было абсурдно во многих отношениях. И никто ничего не предпринял и даже не обсуждал сложившуюся ситуацию ни во время гонки, ни после нее. Вот я и пошел поговорить с ним, а наткнулся точно на глухую стену. Этим-то он и вывел меня из себя. Ведь взаимное уважение очень важно для гонщиков. А он не только не хотел признать себя неправым, он даже думать не желал о произошедшем. И окружающие его люди оказались не на высоте – они были пьяны и стояли рядом с ним с довольно циничным видом. Да когда по трассе идет лидер, даже если ты чемпион мира, ты должен уступить ему дорогу. Это норма поведения среди гонщиков, и так было с самого начала моего участия в гонках».

(Вспомним, что сказал Сенна перед Португальским Гран-при 1984 года, и зададим себе вопрос: почему он тогда, не претендуя на звание чемпиона мира, настойчиво утверждал, что не собирается уступать дорогу Ники Лауда? Ответ: в квалификации Сенна занял третье место, Лауда –одиннадцатое, так что Лауда просто не мог посягать на лидерство, а должен был пройти вперед через свободную часть трека. Мы знаем, что все эти годы Сенна по-разному вел себя во время гонок, но никогда, насколько мне не изменяет память, не препятствовал прохождению лидера, находящегося позади него...)

Часы перед стартом в Аделаиде, его последней гонке за команду McLaren, оказались для него невероятно тяжелыми.

«Мне постоянно приходилось сдерживать свои чувства, эмоции готовы были выплеснуться наружу. Последние полчаса это давалось с большим трудом. Так хотелось сделать все как можно лучше и для команды, и для себя. Мне необходимо было выиграть гонку. Вот почему я особенно нуждался в контроле над собой».

Рамирес – который также очень волновался и постоянно подходил к Сенне перед стартом, – рассказывает: «Да, мне было грустно. Я старался думать о том, что все это в последний раз, и сказал ему, что прощу его, если он нынче выиграет».

Когда до старта оставалось не более пяти минут, Сенна начал усиленно сосредоточиваться, отбрасывая все лишнее. Он сидел в машине на стартовой решетке, глаза устремлены только вперед. Голова его раскачивается из стороны в сторону, увлекаемая движением вокруг машины, – механики делают последнюю тонкую настройку. Подошел Рон Деннис, чтобы убедиться, что все в порядке. Кажется, глаза у Сенны все-таки покраснели...

Фактически он лидировал на протяжении всей гонки. А пит-стоп сделал на шесть кругов раньше, чем Прост. Повторю сказанное в Донингтоне Роном Деннисом: «Мы наблюдали еще одну стратегически очень хорошо проведенную гонку, где вся команда работала слаженно и внесла большой вклад в победу».

Сенна выиграл Австралийский Гран-при с преимуществом перед Простом в девять секунд. Он спустился по пит-лейну, держа государственный флаг Бразилии, и сделал круг почета. Цепочка из обслуживающего персонала трассы удерживала толпу зрителей на краю трека, пока он в последний раз заезжал в бокс команды McLaren. Там его ожидал Деннис. Сенна выбрался из машины, и они обнялись. Теперь команда McLaren имела на своем счету больше выигранных гонок, чем команда Феррари: 104:103. Сенна обошел членов команды McLaren, пожал каждому руку, дружески похлопал Хаккинена. В любое мгновение могли появиться слезы.

«Самое важное – сохранить все хорошее и помнить о счастье, которое мы сообща разделяли. Я с вами провел потрясающее время. Рекорд говорит сам за себя. Да и другие результаты, и чемпионские звания. Я чувствовал к себе уважение со стороны людей, с которыми я так долго работал. И сам также испытываю огромное уважение к ним. У меня остаются здесь друзья. Думаю, что лучший результат всякого дела – это приобретение друзей».

А теперь постскриптум, предшествующий событиям в Аделаиде.

Бланделл задумал покинуть Ligier, а так как возвращение Проста в команду McLaren оставалось под вопросом, он решил посоветоваться с Сенной, не попытать ли ему счастья.

«Айртон летел в Австралию на том же самом самолете, что и я. Мы прогуливались по салону и беседовали в течение 35-40 минут. Я выспрашивал и выспрашивал его о том, как мне следует воспользоваться сложившейся ситуацией. Он оказал мне очень большую помощь. (Бланделл стоял перед выбором постараться попасть в команду McLaren, риску я стать в ней третьим пилотом, если Прост действительно вернется, - снова тест-пилотом – или попытаться перейти в другую команду, где бы он мог занять место основного пилота.)

Известно, что Айртон – выдающийся гонщик. Но он также обладает незаурядным умом. Придет день, когда он окончательно расстанется с рулем и займется на все сто процентов бизнесом, где, полагаю, приобретет серьезное влияние. Айртон всесторонне обдумал мою ситуацию, взвесил, устроил ли бы я Рона Денниса, и выразил мнение, что у меня есть шансы стать пилотом команды McLaren: Рон знал меня по тестам 1992 года, видел, как я работаю. Айртон подчеркнул, что положение Проста всегда будет предпочтительнее, и он учитывает это. Но если триумфальный шум вокруг Проста утихнет, то и мои шансы резко возрастут. Я искренне признателен ему за поддержку».