Иранская теория

Суть теории состоит в том, что основным элементом формирования башкир были индоиранские племена раннего железного века, центром расселения которых в III веке до н. э. — IV веке н. э. был Южный Урал. Прежде всего, сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам.

В основе теории исследования антропологии башкир и палеоантропологии древнего населения Южного Урала, данные фонетики, гидронимики (наличие фонем һ, ҡ, ҙ, ҫ в названиях рек, предположительно, иранского происхождения) и др.

По мнению М. С. Акимовой, происхождение понтийского антропологического типа башкир связано с индоиранскими племенами раннего железного века. В краниологических исследованиях Р. М. Юсупова прослеживается сходство морфологических данных юго‑западных и юго‑восточных башкир с палеоантропологическими материалами раннего железного века.

С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на лингвистические исследования, указавающие на наличие иранской фонетики в современном языке башкир, происхождение башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.

В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной.

ОБ ЭТНОНИМЕ «БАШКОРТ»
В историко-этнографической и лингвистической литературе предпринято множество попыток толкования этнонима «башкорт». Нет смысла подробно рассматривать каждую версию. Остановимся на наиболее важных из них.
Первым вопрос о происхождении этнонима был поставлен В.Н.Татищевым (1676-1750). По нему, слово «башкорт» означает «главный волк». В.Н.Татищев опубликовал предание, широко распространенное среди башкир. «Когда-то вышли из Бухары миссионеры для распространения мусульманской религии и не знали, в какую страну отправиться, так как везде были кафиры-неверные, тут явился им волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкир в язычестве; от этого они и получили название башкурт, т.е. волчья голова».
По мнению П.И.Рычкова (1712—1777), ногайцы прозвали башкир «башкурт», т.е. «главный волк или вор», за их отказ переселиться с ними на юг.
И.Г.Георги в «Описании всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей» во второй части пишет: «башкирцы как сами, так и от ногайцев называются башкуртами. Сие наименование значит, по их толкованию, пчеловодца (от слова курт, пчела), а по ногайскому главного волка».
Как видно, исследователи XVIII в. значение этнонима пытались объяснить как название, данное соседними народами. В то же время подчеркивается, что сами башкиры называли себя «башкорт».
В презрительном толковании этого этнонима ногайцами и другими народами ничего удивительного нет. Такое оскорбительное суждение о названии соседних или родственных народов было характерно во всем мире.
В 1847 г. в «Оренбургских губернских ведомостях» была опубликована статья В.Юматова «О названии башкирцев». Автор пишет, что башкиры «называли сами себя башкурт, «пчеловодами»-вотчинниками, хозяевами пчел. Может быть, это случилось именно по переходе их в нынешнюю Башкирию».
Д.А.Хвольсон, в работе которого «Известия о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века» получила четкое оформление угорская теория происхождения башкирского народа, считал, что древней формой имени башкир, как и венгров, был «баджгард». Из «баджгард» образовались формы «башгард», «башкард», «башкарт», «башкерт», «башкорт».

В начале XX века оригинально обосновал название «башкорт» как «главный волк» В.И.Филоненко. По его мнению, «смелость и безграничная отвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее не только не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось даже славою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языке Востока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи и разбои считались знаменитыми подвигами".
Таким образом, в дореволюционной историко-этнографической литературе были высказаны на основе народной этимологии и историко-семантического анализа названия следующие точки зрения о происхождении этнонима башкорт: «главный волк», «главный пчеловод», «отдельный народ» и происхождение этнонимов «башкорт», «мадьяр» от одного корня.
В советское время число гипотез продолжало расти. Р.Г.Кузеев исходит из того, что тюркское происхождение этнонима является весьма вероятным, о чем писали еще в XVIII — начале XX века. Он высказал предположение, что башкорт происходит от биш + єорт «пять волков», боз/буз + єорт «серый волк».
Новым в толковании названия башкорт является расчленение этнонима на три части: баш + єор + т или башк. А.Н.Усманов и А.Г.Биишев считают, что баш переводится как «голова», так толковали это слово большинство исследователей, -кор — как «круг... расположение по кругу, совещание разных людей, сидящих по кругу; племя, община». Этноним означает «главное племя, главное объединение родов и племен». Окончание -т заимствовано из монгольских языков и означает множественность. По Р.И.Гордееву, автора версии башк (а) + ар + т, значение этнонима — «люди, живущие по реке Башка или Башкаус», а -т заимствовано из иранских языков, подразумевает множественность.
По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н.А.Баскакова, слово башкорт состоит из двух частей «badz (а)» — «свояк», «(о) гур» и означает «свояк угров».
Как показывает обзор, в XX столетии все версии о происхождении этнонима «башкорт» исходят с позиции тюркской теории происхождения башкирского народа. Опубликованные Р.Г.Кузеевым и Ф.Ф.Илимбетовым многочисленные этнографические материалы о культе волка у юго-восточных башкир свидетельствуют прежде всего о распространении у них тотема волка, а не о самоназвании всего народа.
О народе с названием «башкорт» свидетельствуют уже первые письменные источники о башкирах, а именно арабские авторы первой половины IX в. С.Тарджуман и Масуди, в 922 г. — Ибн-Фадлан. Вспомним еще полузабытое мнение В.Н.Татищева о том, что башкиры упоминаются еще у Птолемея «аскатирами». А.З.Валидов также допускал, что упоминаемый Птолемеем народ по имени пасиртай напоминает самоназвание башкирского народа «башкорт». Все это говорит о том, что народ под названием «башкорт» существовал задолго до прихода тюркских и тюркизированных монгольских племен, их участия в этногенезе башкирского народа. Был ли древний башкирский народ тюркским или угорским, а может быть, тюрко-угорским? На этот вопрос ответят будущие исследования. В свете сказанного наиболее вероятным является мнение Дж. Киекбаева, к сожалению, замалчиваемое исследователями, о том, что этноним «башкорт» образовался путем изменения слов бэш угыр: бэш угыр — башгур — башкурт — башкорт. Древнетюркское слово бэш по-башкирски означает биш (пять).