Распространение

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно[3]. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры[4]. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шаня (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племен. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

Быт

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад.

Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Аркаи́м — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.

Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть их возраст примерно 3800—4000 лет. Эти поселения образуют комплекс, называемый «Страна городов».

Поселения аркаимского типа, в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья, имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории в виду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на этих территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи.

До сих пор среди учёных идут споры о принадлежности памятников данного типа. Есть три основных версии происхождения таковых:

  • теория местного субстрата;
  • теория ближневосточного происхождения Синташты (С. А. Григорьев), которая не признаётся практически никем;
  • теория миграций с запада, причиной которых послужил распад циркумпонтийской металлургической провинции — эта теория поддерживается основной массой исследователей.

17 мая 2005 года Аркаим с кратким визитом посетил президент России Владимир Путин, в ходе визита которого официальными лицами и прессой активно муссировались арийские версии происхождения городища.

 

3. Первобытнообщинный строй на территории Башкирского края. Археологические культуры раннежелезного века. Оседлые и земледельческие племена. Появление
тюрков.

Около X—IX вв. до н. э. человек повсеместно освоил металлургию железа и начал изготавливать из него орудия труда, оружие и украшения. Железо — один из самых распространенных в мире металлов; по твердости оно во много раз превосходит медь и бронзу, не говоря уже о камне. Применение железа многократно повысило производительность труда в земледелии, обработке дерева, горном деле. Это, в свою очередь, ускорило рост богатства и накопление его в руках родо-племенных вождей и усилило процесс образования классов. Поэтому по социальным последствиям переход к раннежелезному веку означал один из решающих моментов в развитии истории и культуры древнего человека. Дальнейшее развитие скотоводческого хозяйства в начале раннежелезного века в степях Урала, Сибири, Казахстана, Средней Азии и Нижнего Поволжья привело к тому, что люди окончательно забросили постоянные поселения и перешли к так называемому таборному кочеванию — круглогодичному передвижению за табунами лошадей. Таким образом можно было обеспечить максимальное использование степных просторов, и это было шагом вперед по сравнению с предшествующими веками. Труд стал более продуктивным, появилось много излишков скотоводческой продукции—мяса, шерсти, молока, шкур, усилился обмен между земледельческими и скотоводческими районами. А постоянное общение степных народов между собой, общее хозяйство, единый образ жизни привели к сближению (унификации) культуры всех евразийских степных племен. В современной исторической литературе кочевников раннежелезного века (VIII—I вв. до н. э.) на территории Урала, Сибири, Казахстана принято называть условным именем “саки”. Оно известно по трудам древнеперсидских и греческих авторов. Саки возглавляли мощное государство, которое вело успешные войны с древнейшими государствами Средней Азии, Персии и Центральной Азии. Северо-западная часть саков носила имя “даих” (дахи, массагеты), и от них оно перешло к названию р. Яик (древнее название р. Урал). Древнегреческие историки в своих трудах упоминают имена таких племен, как исседоны, иирки, аримаспы, которые вели кочевой образ жизни и, по мнению современных исследователей, расселялись по Южному Уралу или близко от него. Считается, что своеобразным памятником тех далеких времен является название реки Исеть и одноименного города на Среднем Урале, которое, видимо, образовалось от имени племен исседонов. Саки оставили тысячи беспорядочно разбросанных по степи курганов, среди которых особенно выделяются так называемые “царские” курганы высотой 5—18 м и диаметром 100—200 и более метров. Они представляют сложное архитектурное сооружение: внутри земляных насыпей были большие бревенчатые срубы или шатры, а внутри этих сооружений — могилы знатных людей (“царей”). В них лежали тысячи золотых и серебряных украшений, поэтому курганы издревле привлекали любителей легкой наживы и многократно грабились. Очень редко, как исключение, встречаются нетронутые погребения, и тогда они дают неоценимые исторические сведения. Так, например, в сакских курганах близ города Алма-Аты найдено захоронение молодого царя, головной убор, кафтан, штаны, обувь которого украшали более 4 тыс. золотых предметов. Эта находка дает основание считать, что сакские племена или какая-то значительная их часть говорили на древнетюркском языке. В этом смысле саки явились древнейшими предками современных тюркоязычных народов: казахов, узбеков, башкир, татар и других. Не менее, а, может быть, более богатым был “царский” курган, оставленный уральской группой саков, раскопанный близ д. Филипповка в Оренбургской области. Могила не менее 4—5 раз была сильно разграблена в древности, но она была настолько богатой, что, несмотря на это, в ней найдены сотни золотых предметов: бусы, обломки золотых пластин и другие предметы.

return false">ссылка скрыта

Часть ценных находок была уложена в тайниках в виде двух деревянных сундуков, поставленных вблизи могил. Грабители о них не знали, и содержимое сундуков дошло до нас нетронутым. Сундуки-тайники были обложены золотыми пластинками. В одном из них находилось более 50, в другом—около 100 деревянных чаш, вставленных одна в другую. Каждая из них обложена золотыми обкладками, образующими сложные изображения фигур всадников, дерущихся верблюдов, грифонов, оленя. Золотые ручки сосудов сделаны в виде крыльев или клювов птиц. В одном из сундуков найдено два золотых сосуда, в том числе кувшин, ручки которого образуют изогнутую фигуру горного козла. Сакские племена имели оживленные торговые и культурные связи с более южными странами — Древним Хорезмом, Согдой, Бактрией и даже далеким Египтом. В сакских памятниках, например, обычными являются красноглиняные сосуды, изготовленные в Древнем Хорезме. А в сакском кургане V—IV вв. до н. э. близ г. Орска найден египетский сосуд с надписью “Артаксеркс фараон великий” — это имя царя, правившего в Египте в 465—424 гг. до н. э. Первые века нашей эры древней истории Южного Урала знаменуются приходом сюда значительной группы племен — гуннов центрально-азиатского происхождения. Гунны были могучим северным соседом Китая и тоже занимались кочевым скотоводством. В ходе многолетней гражданской войны среди гуннов одна группа потерпела сокрушительное поражение, после чего была вынуждена искать спасения в бегстве на запад — в Среднюю Азию, Казахстан и Южную Сибирь. В начале нашей эры передовые отряды гуннов уже достигли широты южно-уральских и североприкаспийских степей. актически движение гуннов на запад положило начало эпохе, известной в науке как Великое переселение народов. На пути своего следования они все подвергали уничтожению (“огню и мечу”), поэтому народы были вынуждены спасаться переселением в северные, малонаселенные лесостепные и лесные районы. А на завоеванных землях гунны создали мощные государства, где большинство населения составляли местные племена. Несомненно, что в западные походы гуннов было вовлечено основное кочевое население степной зоны Южного Урала. Известно, что объединенные силы гуннов и кочевых племен Южной Сибири, Казахстана и Урала в 70-х годах IV в. н. э. переправились через Волгу и вторглись в пределы Восточной и Центральной Европы, где вскоре возникло новое государство кочевников, возглавляемое ханом Аттилой. Но это государство было недолговечным, и вскоре под ударами местных народов оно распалось. Гунны говорили на древнетюрском языке и расселение их в степях Южного Урала привело к усилению тюркизации местных кочевых и оседлых племен края. Расселение гуннов по территории Сибири, Казахстана, Средней Азии и юга Восточной Европы способствовало формированию здесь новых этнических образований, сыгравших активную роль в формировании многих тюрко-язычных народов, в том числе древних башкир.

Авары

Вслед за гуннами в VI в. в Приуральские степи вторглись авары - большой племенной союз, главную роль в котором играли тюркоязычные племена. Авары - одно из наиболее ранних исторически засвидетельствованных монгольских племён. Русские летописи называют авар - обрами. Относительно немногочисленные, они жили грабежами и завоеваниями. Авары, в результате распада гуннской монархии, двинулись в Европу через Приуральские степи. В VI веке они образовали между Дунаем и Карпатами государство Аварский каганат, которое регулярно совершало набеги на земли славян, булгар, чехов, франков и в Византию. Интересно, что среди самих аваров-монголов значительную часть составляли «нирунские» роды, отличавшиеся ярко выраженными признаками европеоидной расы. В более позднее время, в Монгольской империи, созданной Чингисханом, нируны считались привилегированной прослойкой. При этом сам Чингисхан также являлся нируном. Постепенно могущество аваров начинает ослабевать и в конце VIII веке, после двадцатилетней войны, король франков Карл Великий завершил разгром Аварского Каганата. В конце IX в. авары почти все были истреблены болгарами и ассимилировались в Венгрии и Болгарии.

Хазары

В VII веке в Приуральских степях появляются хазары. Хазары - народ тюркского происхождения. Источники упоминают о хазарах начиная с VI в. Хазарское государство возникло в VII в. в результате распада Восточно-Тюркского каганата. Территорию Хазарии составляли тогда степи от Урала до дельты Волги и далее до Кавказа, северное Причерноморье и часть Крыма. Население страны состояло в большей части из кочевников. Основной формой ведения хозяйства в каганате долгое время продолжало оставаться кочевое скотоводство. Постепенное развитие земледелия, освоение ремесел и широкие торговые связи создавали предпосылки для образования поселений городского типа. Те из них, которые располагались на особенно оживленных магистралях и к тому же были хорошо защищены, разрастались в большие города. В этот период на уральские земли начинают проникать воинственные жители Скандинавии норманны-русы, которые успешно противостоят опустошительным набегам хазар на обживаемую ими территорию. При этом со славянами русы вели мирную торговлю. С распадом Хазарского государства в конце IX в. на территории Южного Урала начала складываться благоприятная обстановка для хозяйственно-промысловой и торговой деятельности русов. Создавались условия для охоты, рыболовства и ведения торговли с кочевыми народами. В низовьях реки Урал возобновилось движение по "Великому шелковому пути" из Китая через Хорезм в Византию.