Развитие мелкой моторики
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук -кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгиба-тельной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных действий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой моторики выступает как один из основных методических подходов коррекции
тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ри-нолалию, дизартрию, заикание.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быстрее осваивает технику письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения:
- катание мяча, шарика, сидя на полу;
- подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;
- перебрасывание мяча из руки в руку;
-удары мяча об пол, в стену и ловля;
-броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную;
-хватание гимнастической палки;
-сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;
-ритмичное постукивание пальцами по столу;
-быстрое соединение пальцев в замок;
-движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами;
-пассивное и активное сгибание каждого пальца;
-собирание строительного конструктора, складывание мозаики;
-рисование по трафарету, на доске мелом и т.п.;
-малоподвижные игры типа «В гости к пальчику большому», сопровождающиеся последовательными движениями пальцев и речитативами;
- пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются
предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют разви
тию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение
управлять своими движениями, активизируют моторику руки.