Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов.

Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую пада­ет повторное выполнение упражнений. Выделяют три режима:

1-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе недо-восстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха со­ответствует развитию выносливости;

2-й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе полно­го восстановления работоспособности, когда функциональные показа­тели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отды­ха характерен для развития координационных способностей, скорост­ных и силовых качеств;

3-й — каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверх­восстановления (повышенной работоспособности). Такой режим спо­собствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной вынос­ливости.

В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подго­товленности детей. Наиболее адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки, так как школьники с ограниченными функциональ­ными возможностями больше, чем их здоровые сверстники, подверже­ны утомлению, атипичным реакциям со стороны нервной, кардиорес-пираторной и др. систем. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.

Несколько другое толкование и содержание понятия «двигатель­ный режим» используется в лечебно-восстановительной реабилитации. Он предполагает рациональное распределение различных видов двига­тельной деятельности больного на протяжении курса лечения, рассчи­танного на мобилизацию и стимуляцию защитных и приспособитель­ных механизмов организма. Двигательный режим строится на следую­щих принципах: а)стимуляция восстановительных процессов путем ак­тивного отдыха и направленной тренировки функций различных орга­нов и систем; б)содействие перестройке и формированию оптимально­го динамического стереотипа в ЦНС; в)адекватность физической на­грузки возрасту, физической подготовленности, функциональным воз­можностям, клиническим показаниям; г)постепенная адаптация орга­низма к возрастающей нагрузке; д)рациональное сочетание, целесооб­разная последовательность, оптимальное чередование физических уп­ражнений (В.М. Боголюбов, 1998).