Особенности регулирования туристической индустрии.
Согласно ФЗ «О внесении изменений в статью 18 ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" от 27 июля 2006 года N 156-ФЗ с 1 января 2007 года прекращается лицензирование туроператорской и турагентской деятельности;
Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. Если деятельность лежит в области по продвижению и реализации туристского продукта – фирма турагент и ее деятельность не подлежит контролю со стороны регулятора (Федеральная служба). Если же речь идет о деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, т.е. является туроператорской, то для фирмы обязательно внесение в единый федеральный реестр туроператоров.
На первый взгляд может показаться странным, что деятельность в одной сфере так по-разному регламентируется. В принципе, все участники данных правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, но с другой стороны увеличились требования к туроператорам. В этом и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно в ст. 10.1 Закона «…Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом должен также включать:
информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
информацию о возможности туриста ……. обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».
Таким образом, достигается одна из задач поставленных законодателем: дисциплинировать основных участников данного сегмента бизнеса. Недобросовестному либо некомпетентному агенту экономически невыгодно выходить на рынок услуг.
Новое регламентирование призвано, также, защитить интересы оператора, т.к. во всем мире уже давно практикуется схема финансового обеспечения в виде страхования ответственности. По действующему законодательству у оператора есть выбор между двумя видами финансового обеспечения: банковская гарантия или договор страхования. В любом случае, финансовое обеспечение должно обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. На данный момент размер финансового обеспечения не может быть менее:
1) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;
2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
3) пяти миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
С 01 июня 2008 года размер финансового обеспечения увеличится до:
не менее:
1) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;
2) 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;
3) 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.