Государство — граждане (G2C/С2G)

Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:

· сокращение времени обращения и предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане могут заходить на государственные web-узлы, заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;

· использование комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;

· получение полной информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;

· реализация концепции прозрачного правительства или электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не только правительством;

· возможность участвовать в делах своей страны для лиц, живущих или выехавших за границу. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования).

Таким образом, электронное правительство – это новая модель государственного управления, которая включает отношения бизнеса и граждан с государственной властью и предусматривает взаимодействие государства, бизнеса и граждан посредством информационных технологий.

В Украине “электронное правительство” необходимо гражданам и бизнесу для решения следующих задач:

o сокращение расходов на госаппарат вследствие реформирования;

o гласность при принятии государственных решений;

o прозрачность и привлекательность экономики для инвестирования;

o доступность всех государственных нормативных актов;

o возможность для граждан брать участие в принятии государственных решений;

o повышение комфорта в повседневной жизни для граждан.

Главным показателем зрелости государства в области электронного управления является индекс E-government Readiness Index, ежегодно рассчитываемый ООН для всех стран — членов и базирующийся на следующих трех компонентах:

· индекс web-услуг (Web measure Index), определяющий степень развитости web-услуг со стороны ЭП;

· индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure index), оценивающий степень оснащенности граждан средствами ИКТ;

· индекс человеческого «капитала» (Human Capital index), показывающий, насколько образованы граждане и готовы ли они пользоваться информационными услугами.

К 2008 году лидерами по степени зрелости электронного правительства стали Швеция (0,9157), Дания (0,9134) и Норвегия (0,8921), США занимают четвертое место с рейтингом 0,8644. У Украины индекс E-government Readiness равен 0,5728, и по степени зрелости электронного правительства она поднялась с 48 места в 2005 на 41 в 2008 году. Это объясняется увеличением количества пользователей ПЭВМ и Интернет, ростом темпов строительства линий цифровой связи.