Европейский реализм. Общая характеристика

В июле 1830 во Французской революции Франция стала монархией, на престол взошел Луи-Филипп. В качестве протеста королю – много восстаний, режим ужесточился. Это время посредственности в сознании авторов, эпохе без героя.

«Мир цвета» - «плесень» - так охарактеризовал эту эпоху Флобер. Искусство реализма не изображает индивидуальность, т.к. нет ярких личностей. Герои не контрастируют с окружающими, а типизируют их. Особенность – типичность, типизированность.

Герои помещены не в условный мир, а в реальные конкретно-исторические условия, социальную среду. Характер героя обусловлен социальной средой. На смену отреченной экзотики приходит понятие среды. Этим понятие обязано открытию Ламарка в биологии закона зависимости внешнего вида животного от среды обитания. Его коллега Кювье доказал, что внешний вид животного можно восстановить по одной его части.

В это время возникает жанр реалистического исторического романа. Но исторический роман не был все же ведущим жанром. Социально-бытовой очерк – первый жанр, полемичный с романтической традицией. Это небольшие зарисовки типичных представителей социальных групп (клерки, извозчики). Социально-психологический роман – ведущий жанр эпохи.

«Роман-карьера» - новый жанр, возникший в эпоху реставрации. Герой беден и является плебеем по рождению (например, Сорель и Растиньяк). Они как будто опоздали родиться, честолюбивы но бедны – диссонанс между эпохой и героем. В литературе меняются принципы изображения героя. Реалисты намерены проследить становление характера персонажа: смотрят на факторы – семья, воспитание и т.д. Реалисты обуславливают героя многими факторами. Усложняется структура реалистического романа. Термин «реализм» возник в 1829 году.

Ведущие принципы реализма:

- объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

- воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

- предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

- преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Французский реализм: особенность – неоднородность. Становление романтического театра 1829 – начало эпохи реализма.

Стендаль начинал как романтик. Огромное влияние романтизм оказал на Бальзака.

Школа Бальзака:

1. Школа идей (Стендаль, Мериме) – аналитическое начало, интерес к внутренней жизни героя.

2. Эклектическая (сам Бальзак) – ярко выраженное эпическое начало, масштабность.