Философия преодоления отчуждения в романе Ф. Бегбедера «Windows on the World»
Террористическая атака, уничтожившая 11 сентября 2001 г. Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, превзошла любые ужасы самых мрачных голливудских фантазий. Автор стремится понять, как могла произойти эта катастрофа и как нам жить в том новом мире, где возможны подобные чудовищные преступления.
Фредерик Бегбедер родился в 1965 году. Десять лет он проработал в сфере рекламного бизнеса, постоянно сотрудничает с различными СМИ. Романы «Воспоминания неприкаянного молодого человека» (1990), «Каникулы в коме» (1995), «99 франков» (2000) и «Windows on the World» (2003) принесли ему заслуженную славу одного из самых интересных современных французских писателей. Последний роман Ф.Бегбедера "Романтический эгоист" вышел в 2005 году.
"Windows of the world" - это рассуждения о массовой культуре и эгоизме - о современном мире - таком, как его принято представлять. С саркастическими замечаниями и самоуничижительными признаниями автора. Только в "Windows of the world" в качестве стержня используется не любовная или карьерная история яппи, а фабула романа-катастрофы. Но это - явная жанровая "обманка". Недаром новый роман Бегбедера начинается со слов: "Конец вы знаете: все умирают". С самого начала ясно, что здесь не найдется места ни чудесному спасению, ни внезапному героизму заурядного человека. Хотя штампованный супергерой все-таки объявится среди расплавленного пластика и липкого, как нефть, дыма. Но он проникнет в башню совсем не триумфально, а проберется туда, вынырнув из глубин сознания маленького Дэвида. Заведомо обреченный, как и все, кто находился на верхних этажах Северной башни, Дэвид знает, как легко решаются подобные проблемы. "Меня зовут Дэвид Йорстон и мой отец вот-вот превратится в супергероя. Он без конца это отрицает, но его мутация неизбежна". "Мы ждали, что нас спасут, но нас никто не спасал. Воняло паленым паласом и батончиками "Марс", плавящимися в конфетных автоматах несколькими метрами ниже в брюхе чудовища".
В это время рассказчик-француз - сам Бегбедер, - слегка юродствуя и периодически напоминая о собственном ничтожестве, пытается шутить и тут же одергивает себя, рассуждает о ванильной кока-коле, о типе "международного плейбоя" и о том, что офисные парашюты изобрели слишком поздно.
Эмоциональная встряска читателю обеспечена - автору достаточно только напомнить ему о шоке, который мир испытал пять лет назад - сразу же после недоумения: почему и зачем новостной канал показывает какой-то блокбастер? Люди стремятся услышать уже знакомую музыку, даже если это симфония ужаса? Фредерик Бегбедер как будто сознательно подставляется под обвинения в цинизме и заведомо просчитанном попадании в яблочко. Но этот роман, причем обязательно снабженный фразой "Писать на эту тему нельзя, но и на другие невозможно", должен был появиться. Если бы его не написал Бегбедер, его бы написал кто-нибудь другой. Модный французский скандалист подошел на эту роль лучше всех. Бегбедер всегда писал о вещах, о которых вы и так догадывались. Например, о том, что модель из телевизора не так уж любит рекламируемый йогурт, а 99 франков - это немногим меньше, чем 100 франков. Но никогда уже всем известные парадоксы, много раз озвученные и прочувствованные идеи, Бегбедер не собирал в таком лаконичном, четком и страшном тексте, который длится чуть более полутора часов - столько простояла после удара Северная башня - и расписан буквально по минутам.