Адаптация к течению
Подобно многим из нас, Роджер Б. стал узником своих отрицательных привычек и рутины. Многие из его решений были целесообразными, поскольку основывались на стратегии быстрого генерирования энергии без особых размышлений о долгосрочных последствиях. Пропуск завтрака позволял Роджеру раньше попасть в офис, правда, за счет потери части физической энергии, нужной для работы. Употребление кофе и колы служило ему для искусственной накачки энергии, потерянной в результате недосыпания. Отказ от физкультуры был следствием его неспособности заставить себя двигаться в ситуации, когда он чувствовал, что опустошен другими требованиями. Роджеру было трудно понять, что, если бы он создал хотя бы небольшой запас выносливости, физкультура стала бы для него не формой расхода энергии, а формой ее восстановления, причем не только физической энергии, но также и умственной, и эмоциональной.
Нетерпеливость и раздражимость были для Роджера средствами развеять свое разочарование – без учета той цены, в которую эти отрицательные эмоции обходились ему самому и окружающим. Несколько стаканов спиртного и сигарета составляли открытый им способ немедленного ослабления стресса – но они воровали его энергию, нужную для следующего дня, и ставили под угрозу здоровье в долгосрочном плане. Удерживание супруги и детей на расстоянии было способом избежать еще одного набора требований к его ограниченным запасам энергии, но приводили к исчезновению той эмоциональной подпитки, которую человек получает от семьи. И в конце концов Роджер адаптировался. Он адаптировался при помощи отключения мощности – консервируя свою энергию, но никак не инвестируя ее в то, что он мог бы считать для себя ценным и значительным.
Все его вялые попытки изменить свое поведение длились недолго и не привели к какому-либо результату. В этом он не одинок. Большинство из нас имеет большой опыт разочарования в попытках изменить себя. Многим из нас известен «новогодний синдром» – твердые обещания со следующего дня начать новую жизнь и быстрое возвращение к привычным шаблонам. Ритуалы в этом смысле служат в качестве своеобразных якорей, гарантируя нам, что даже в самых сложных обстоятельствах мы будем продолжать использовать свою энергию для служения своим самым заветным целям. Мы все подвергаемся штормам в течение своей жизни – болеем, переживаем разочарования, испытываем финансовые трудности. Именно в этих ситуациях проходит настоящую проверку наш характер, и наши решения о том, как управлять энергией, становятся критически важными.
Чем сильнее шторм, тем больше мы склонны к обращению к нашим привычкам – и тем важнее становятся положительные ритуалы.
Люди, работающие на пределе эффективности – будь то спортсмены, пилоты истребителей, хирурги, бойцы спецназа или генеральные директора, – все они полагаются на положительные ритуалы для управления своей энергией и достижения своих целей. То же самое, как мы обнаружили, касается всех, чья жизнь базируется на ясно определенных ценностях. «Каждый раз, когда мы участвуем в ритуале, мы выражаем свою веру в словесной или любой другой форме, – пишут Эван Имбер-Блэк и Джанин Робертс, авторы книги Rituals For Our Times („Ритуалы для нашего времени“). – Семьи, которые каждый вечер собираются за ужином, без слов говорят о том, что они верят в необходимость того, чтобы члены семьи проводили время вместе. Когда родители каждый вечер укладывают ребенка спать, они верят в то, что несколько минут разговора „обо всем“ необходимы для создания чувства тепла и безопасности».
Конечно, можно считать слишком жесткими и даже экстремальными те структурированные процедуры, которые разработал Иван Лендл, спортсмен мирового класса. Но задумайтесь на минутку о тех людях, которыми вы восхищаетесь, – или даже о тех сферах жизни, в которых вы сами наиболее эффективны и продуктивны. Скорее всего, у вас самих есть много собственных ритуалов, просто они находятся за пределами вашего осознанного внимания. Они могут касаться, например, гигиенических привычек, планирования рабочего дня или проведения времени с семьей. Они дают нам ощущение комфорта, непрерывности и безопасности, которое освобождает нам место для импровизации и риска. Ритуалы образуют стабильный каркас нашей жизни, в котором часто происходят творческие прорывы. Ритуалы также высвобождают время для восстановления и обновления, когда отношения могут углубляться и становится возможным духовное размышление.
Ограничения, имеющиеся у сознательной воли и дисциплины, основаны на том факте, что все действия, требующие нашего самоконтроля – когда мы решаем, чего бы поесть, или пытаемся справиться с разочарованием, составляем режим физических упражнений или выполняем сложный проект, – все они обращаются к одному и тому же небольшому запасу энергии. Сила же ритуалов исходит из того факта, что они экономят энергию. В отличие от воли и дисциплины, которые подразумевают, что мы должны толкать себя к действию, хорошо проработанные ритуалы сами тянут нас. Если мы их не выполняем, мы чувствуем себя хуже.
Поскольку воля и дисциплина – намного более ограниченные и ценные ресурсы, чем большинство из нас представляет, их надо использовать выборочно и экономно. И при этом их использование в одном виде деятельности означает, что они становятся менее доступными для другого вида. Печальная правда состоит в том, что у нас есть ресурсы для совершения только очень небольшого количества сознательных действий в день.
«Мускулы» самоконтроля можно тренировать так же, как и любые другие мускулы. К ним применим точно такой же тренировочный режим – напряжение, выходящее за пределы нормальных рамок, последующее расслабление и отдых. Но более надежным способом раздвижения границ возможного для воли и дисциплины является построение положительных ритуалов, доведенных до автоматизма и благодаря этому выполняющихся без усилий и с максимальной скоростью.