Антиутопические тенденции в «Метро».

Антиутопия (англ. Dystopia) – направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития.

«Метро́ 2033» — постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского.

Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны, произошедшей в 2013 году. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди.

2033 год. Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Москва превратилась в город-призрак, отравленный радиацией и населенный чудовищами. Немногие выжившие люди прячутся в московском метро - самом большом противоатомном бомбоубежище на земле. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма и обитает ужас. Артему, жителю ВДНХ, предстоит пройти через все метро, чтобы спасти от страшной опасности свою станцию, а может быть и все человечество

«Роман-предупреждение» – так называет свою книгу автор. «В 1970-х люди сильно опасались атомной войны. Сейчас этого меньше боятся, хотя с тех пор ядерное оружие появилось у целого ряда стран, правительства которых не всегда адекватны», – говорит Глуховский.

Московское метро, куда спустились выжившие после взрыва люди, представляет собой ряд политико-экономических объединений, рассортированных по станциям и ведущих между собой то войну, то торг, образующих альянсы и конфедерации.

Жизнь продолжается даже после конца света, и политическому устройству Метро образца 2033 года, наверное, позавидовали бы нынешние так называемые сепаратисты (Сепаратизм – политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой): нет больше никакой Москвы и никакой централизации.

Роман Дмитрия Глуховского может быть прочитан и в гуманистическом аспекте. Например, как рассказ о том, как можно и нужно оставаться человеком вне зависимости от обстоятельств. Или о том, что те, кого все без исключения герои полагали врагами (речь идет о «черных»), оказались если не друзьями, то, по крайней мере, существами, не желающими зла.

Многие критикуют роман за техническую недостоверность. Но у «Метро 2033» есть и влиятельные защитники. Так, известный литературный критик и главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов называет Глуховского «российским Стивеном Кингом». А глава движения диггеров Вадим Михайлов говорит, что прочел книгу запоем и может подтвердить: почти всё в ней правда.

Это часть неимоверно огромного подземного города, который лежит у нас с вами под ногами. книга приоткрывает некоторые из его секретов. Кроме того, наше метро – это действительно лучшее противоатомное бомбоубежище в мире. Вероятность ядерной войны растет день ото дня, достаточно почитать ежедневные новости об испытаниях новых американских и российских ракет.

Такого не было с холодной войны. И в час Х нас спасет только метро. К сожалению, не всех…».

 

Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.