Вольтер и теория естественного человека
Не все писатели использовали понятие естественного человека так, к его использовал Руссо.
Вольтер не отвергал культуру и цивилизацию. Цивилизацию и культуру он считал высшим достижением чел разума. Он не призывал вернуться к природе, он не идеализировал первобытной дикости. (См. «Кандид», эпизод с дикарями орельонами, которые ели жареную человечину и у которых женщины выбирали себе в партнеры обезьян). Он считал, что цивилизация необходима для развития человечества.
Вольтер написал на полях трактата Руссо "О происхождении наук и искусств": хочется встать на четвереньки, но я для этого слишком стар.
Имеется в виду старость не лично Вольтера, а всего человечества.
Понятие ест человека и оппозиция человек ест и чел исторический - все это было близко и Вольтеру и использовались им в фил повестях. Именно глазами естественного человека смотрят главные герои Вольтеровских философских повестей на окружающую действительность и выявляют абсурдность тех понятий, которые чел исторический воспринимает как нечто нормальное.
Вольтер и Руссо психологически несовместимы: «Я вас ненавижу, но мог бы любить» (это не дословно, вроде так говорил Руссо).
У Вольтера и Руссо много идейных расхождений. Вольтер исходил из равенства людей перед законом, а Руссо считал, что корень всех бедствий - частная собственность. Поля не должны принадлежать никому, а плоды - всем.
Такие расхождения по ключевым понятиям эпохи были характерны для эпохи просвещения, потому что эпоха просвещения это культура идеологического типа: внутри нее существовало плюралистичность мнений. Не случайно эмблемой эпохи считается - маятник с его амплитудой колебания. Внутри амплитуды: множество промежуточных мнений и позиций.