Вопрос. Творчество Д. Фаулза: типология героев, проблематика, поэтика

Во многих произведениях Д. Фаулза внимание автора сосредоточено на проблеме человеческой свободы (ее природа, пределы и связанное с нею чувство ответственности), а также на основополагающем соотношении любви, самопознания и свободы выбора. Его герои и героини – нонконформисты, стремящиеся хоть как-то реализовать себя в рамках конформистского общества. Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца "нерасшифрованным", Фаулз никогда не предстает в облике некоего всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания.

Типология героев: мужчина – человек вообще, женщина – проводник жизни (такая трактовка персонажей Фаулза хорошо заметна в его произведении «Любовница французского лейтенанта).

Писатель в своем творчестве использует такие приемы, как смерть автора (нет его голоса; компетентность писателя) и интертекстуальность, которая помогает автору показать, что те проблемы, которые есть в викторианской эпохе, были всегда.

В англоязычных энциклопедиях Фаулз зовется "умственным" писателем, буквально – "мозговитым". Как истинный постмодернист, он не столько пишет романы, сколько играет с самим жанром. В "Женщине французского лейтенанта", например, это игра с викторианским романом, чопорной строгости которого Фаулз противопоставляет свободную фабульную вариативность: в его произведении целых три возможных финала.