Внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды это фонды денежных средств с помощью которых государство аккумулирует и использует средства для решения социальных задач. В состав внебюджетных фондов включается:

Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования и федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. В раннее действовавшей редакции БК внебюджетный фонд определялся, как фонд денежных средств образуемый вне федерального бюджета, а также бюджета субъекта РФ предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, а также охрану здоровья и медицинскую помощь.

Правовой статус этих фондов определен в БК РФ, федеральных законах, которые устанавливают доходы и расходные обязательства отдельных государственных внебюджетных фондов, законы о бюджетах данных фондов и правовые акты правительства РФ.

 

Особенности внебюджетных фондов.

- средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности (это касается не только фондов федерального уровня, но и территориальных внебюджетных фондов);

- контроль за поступление платежей данных фондов осуществляет ФНС;

- средства внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов и соответственно изъятию не подлежат;

- средства межбюджетных фондов находятся в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов.

Правовое регулирование, образование и использование д/с государственных внебюджетных фондов осуществляются законодательными органами власти, федерального и регионального уровней, а также министерством здравоохранения и социального развития, при этом законодательные органы, как правило, рассматривают и утверждают бюджеты этих фондов, а также отчеты об исполнении этих бюджетов, а на министерства здравоохранения и социального развития возложены задачи по координации деятельности пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования и фонда социального страхования.

Бюджеты внебюджетных фондов принимаются в форме законов одновременно с принятием либо федерального закона о федеральном бюджете, либо закона субъекта РФ о бюджете данного субъекта РФ. Отчеты об исполнении этих бюджетов принимаются в аналогичной форме. По общему правила исполнение бюджетов внебюджетных фондов осуществляется органами федерального казначейства.

Структура доходов внебюджетных фондов:

- доходы формируются за счет обязательных платежей установленных законодательством;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- иные доходы предусмотренные законодательством РФ.

Доходы каждого внебюджетного фонда это ст. 146 БК РФ.

Расходование средств осуществляется на цели предусмотренные законодательством РФ в соответствии с бюджетами этих фондов.

 

Пенсионный Фонд.

Является государственным внебюджетным фондов предназначенным для обязательного пенсионного страхования в РФ. Его правовой статус определяется БК РФ, федеральными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г., «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ», «О бюджете пенсионного фонда», иные ФЗ и подзаконные нормативно-правовые акты, в частности, Положение «О пенсионном фонде РФ».

Основные социальные задачи, стоящие перед пенсионным фондом это выплата пенсий и социальных пособий. Формируется пенсионный фонд только на федеральном уровне. Структура доходов закреплена в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании». Страховые взносы поступают в бюджет пенсионного фонда согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» и обеспечивают финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Средства федерального бюджета поступают в бюджет пенсионного фонда и обеспечивают финансирование базовой части трудовой пенсии (трудовая пенсия стоит из базовой пенсии и накопительной). Это закреплено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Кроме того из федерального бюджета, бюджету пенсионного фонда выделяются средства: 1) на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам признанными безработными; 2) социальных пособий на погребение умерших пенсионеров не работающих на день смерти; 3) на выплату дополнительного пожизненного, ежемесячного материального обеспечения гражданам осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного и оружейного комплекса; 4) на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан; 5) на возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Это основные направления на которые выделяются средства.

Средства пенсионного фонда расходуются: 1) на выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров не работающих на момент смерти (данное расходное обязательство установлено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и законом «О погребение и похоронном деле»); 2) на доставку пенсий, выплачиваемых за счет бюджета пенсионного фонда; 3) на финансовое и материально-техническое обеспечение пенсионного фонда; 4) на иные цели предусмотренные законодательством (расходы на прикладные научные исследования в области социальной политики, оказание социальной помощи и иные цели).

 

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Эти фонды созданы по исполнению закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. Правовой режим этих фондов определен уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования. Этот устав был утвержден Постановлением Правительства от 29.07.1998 г. и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета от 24.02.1993 г. И федеральный и территориальный фонд ОМС созданы для реализации социальной государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Основные источники образования бюджетов этих фондов: 1) обязательные платежи, подлежащие отчислению в их бюджет в соответствии с законодательством; 2) добровольные взносы; 3) бюджетные ассигнования (бюджетные ассигнования из федерального бюджета поступают в федеральный фонд на выполнение федеральных, целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; бюджетные ассигнования территориальных фондов поступают в территориальные фонды на обязательное медицинское страхование неработающего населения).

Направление расходования:

1) Финансирование ОМС;

2) Организация подготовки специалистов для системы ОМС;

3) Субсидии на ОМС неработающего населения;

4) Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физ. культуры и иные мероприятия.

 

Фонд социального страхования в РФ.

Правовой режим данного фонда определяется БК РФ и следующие федеральными законами: «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г., «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», ежегодно принимаемый ФЗ «О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев», ФЗ «О бюджете фонда социального страхования», Постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования в РФ». Также как и пенсионный фонд, фонд социальноте фонда социального страхования», Постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования в РФ». Также как и пенсионный фонд, фонд социального страхования формируется только на федеральном уровне.

Расходные обязательства фонда социального страхования:

1) Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

2) При рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет;

3) Оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение и питание;

4) Частичное содержание находящихся на балансе страхователей профилакториев и санаториев;

5) Частичная оплата путевок в детские оздоровительные лагеря;

6) Частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные направления расходных обязательств.