И «Поклонение волхвов».

Волхвы. Св. Матфей в своем Евангелии рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский. Услышав это, царь Ирод встревожился и послал их искать Иисуса в Вифлеем, и перед ними взошла звезда, Которая двигалась, указывая путь. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов», изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров. Когда мудрецы разыскали в Вифлееме Марию и ее Сына, они преклонились пред Иисусом и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Сцена, в которой мудрецы поклоняются Младенцу Христу, называется «Поклонение волхвов». Иногда волхвов изображают похожими на царей, ибо в Псалтире написано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань... и поклонятся ему все цари» (Псалт.71:10— II).

Церковный период празднования посещения волхвов называется Богоявлением, что означает явление Христа язычникам и распространение христианства во все страны, среди всех народов, во все века. Поэтому волхвов, которых, согласно традиции, звали Каспар, Мельхиор иВальтасар, часто изображали как юношу, человека средних лет и старика. Один из них, как правило, темнокожий. Принесенные ими Христу дары имеют символический смысл: золото — царю, ладан — Сыну Божьему, а смирну, которая является символом смерти, — Страдальцу. Для христианина эти дары символизируют принесение Христу благоденствия, силы, а также выражают преклонение пред Ним и готовность служить Ему.

Проанализируйте полиптих «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон.

Полиптих "Страшный суд" (1445-50), Отель-Дье, Бон

 

Этот полиптих до сих пор находится в том самом здании, для которого его когда-то написал Рогир ван дер Вейден, а именно - в приюте для бедных Отель-Дье в Боне, неподалеку от Дижона. До нас не дошло никаких документов, могущих пролить свет на историю создания этого величественного и грозного запрестольного образа. Первые упоминания о нем относятся к 1501 году. Можно лишь предположить, что работу над картиной Рогир начал вскоре после основания приюта (это событие произошло в 1443 году), а закончил к моменту освящения приютской церкви, то есть к 1451 году. Основателем приюта Отель-Дье был Николас Ролен (1376-1462), сказочно богатый канцлер Бургундии, чей блистательно исполненный портрет мы можем видеть на картине Яна ван Эйка "Мадонна канцлера Ролена". На полиптихе "Страшный суд" портрет Ролена тоже присутствует - но с обратной стороны одной из девяти панелей. Вернемся, однако, к внутренней стороне запрестольного образа. В центре композиции, на самой большой панели, - Христос во Славе. Чуть ниже - архангел Михаил, взвешивающий души умерших. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Своего Сына простить людям их грехи. И Христос, и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная, мертвая земля, закончившая свое существование. Свинцово-серое небо, расстилающееся до горизонта, с одной стороны озарено отблеском адского пламени. Туда, в ад, идут, рыдая, нераскаявшиеся грешники. В противоположную сторону, не переставая воздавать хвалу Господу, направляются праведники. У ворот Нового Иерусалима их, смиренных и умиротворенных, встречает ангел. По масштабу и смелости замысла полиптих "Страшный Суд" вполне может сравниться со знаменитым "Гентским алтарем" Яна ван Эйка, и нет никаких сомнений в том, что Рогир ориентировался на эту работу своего великого предшественника.

Своеобразной альтернативой восторженному прославлению мира в Гентском алтаре Яна ван Эйка воспринимается трагизм монументального полиптиха Рогира «Страшный суд» (ок. 1450, Бон, Бургундия, Капелла госпиталя). Поверхность земли здесь не цветущий сад, а голая безжизненная равнина, лишенная какой-либо растительности. Обнаженные люди, вызванные из земли трубными звуками Страшного Суда, в страхе и трепете ждут решения своей участи.