Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden)

Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464) родился в г. Турне (герцогство Бургундия) в семье резчика по дереву. Достоверные сведения о детстве, юности и образовании будущего мастера отсутствуют. Ряд искусствоведов полагает, что некоторое время Рогир ван дер Вейден работал скульптором и именно этим объясняется упоминание о нем, как о Мастере Роже де ля Пастюре» (Maistre Rogier de le Pasture), относящееся к 1427 г.
С 1427 г. по 1432 г. Рогир ван дер Вейден обучался в мастерской нидерландского живописца Робера Кампена (Robert Campin).
В 1435 г. художник поселился в Брюсселе, где ему сопутствовал успех и в 1436 г. он стал официальным художником города.
В 1450 г. Рогир ван дер Вейден посетил Рим и Флоренцию, где по заказу древнейших княжеских семейств д'Эсте и Медичи создал несколько картин и в том числе «Портрет Франческо д'Эсте» (Francesco d'Este, 1460).
Заметное влияние на творчество художника оказал нидерландский живописец Ян ван Эйк (Jan van Eyck), с работами которого, по мнению искусствоведов, Рогир ван дер Вейден мог подробно ознакомиться в г. Брюгге, где бывал в период между 1432 г. и 1435 г. и г. Турне (1427 г.)
Рогир ван дер Вейден умер 18 июня 1464 г.

(Rogier van der Weyden; Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (около 1400 - 1464), нидерландскийживописец. Один из крупнейших мастеров раннего нидерландского Возрождения. Учился, вероятно, в Турнеу Р. Кампена, влияние которого испытал. С 1435 работал в Брюсселе, где руководил мастерской. В 1450совершил путешествие в Италию. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельныеисследователи считают ими работы Р. Кампена). Для творчества Рогира ван дер Вейдена характернасвоеобразная переработка художественных приёмов Я. ван Эйка. В своих религиозных композициях,персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условныхфонах, Рогир ван дер Вейден сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придаваябольшого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки. Отказываясь отхудожественного универсализма Я. ван Эйка, он концентрирует главное внимание на внутреннем миречеловека, его переживаниях и душевном строе. Произведениям Рогира ван дер Вейдена, сохраняющимпозднеготические элементы, свойственны уравновешенность композиции, мягкость линейных ритмов,эмоциональная насыщенность и утончённость колорита, некоторая удлинённость пропорций фигур("Распятие", Музей истории искусств, Вена; "Снятие со креста", Прадо; "Св. Лука, рисующий мадонну", ГЭ иМузей изящных искусств, Бостон). Выполненные Рогиром ван дер Вейденом портреты отличаютсялаконизмом, острым выявлением характерных особенностей модели ("Портрет женщины", Картиннаягалерея, Берлин-Далем; "Франческо д'Эсте", Метрополитен-музей), выразительностью образов.

Рогир ван дер Вейден; наст. имя Рожье де ля Патюр

(около 1400 - 1464, Брюссель)

- знаменитый нидерландский живописец, выдающийся представитель "золотого века" нидерландской живописи, один из крупнейших мастеров раннего североевропейского Возрождения.

Будущий художник родился приблизительно в 1400 г. в небольшом городке Турне (территория современной Бельгии) в семье резчика по дереву. Свою карьеру, по-видимому, начинал как ювелир и скульптор, и был хорошим мастером, ибо один из документов от 1426 г. сообщает, что «мэтру Рожье де ля Патюр в качестве вознаграждения за работу от города Турне было поднесено вино».

  Рогир создал большое количество алтарных композиций: одиночные алтари, алтарные диптихи,триптихи и полиптихи для монастырей, церквей и соборов как в родных Нидерландах, так и за рубежом. Около 1438 г. по заказу гильдии стрелков г. Лувена Рогир исполняет одну из самых знаменитых своих картин - алтарный образ снятие "Снятие с креста", являющийся признанным шедевром мировой живописи.

С 1427 г. Рогир обучается живописи у знаменитого живописца Робера Кампена, и через пять лет его принимают в гильдию живописцев. В 1435 г. ван Вейден переезжает в Брюссель, на родину своей жены, Елизаветы Гофферт, где организует большую мастерскую. В скором времени художник становится ведущим мастером и получает звание городского живописца. Мастерство и талант обеспечили Рогиру ван дер Вейдену большое количество заказов при дворе герцога Бургундского. В 1450 г. художник совершил путешествие в Италию, побывал в Риме, Феррари, Флоренции и Милане.

Самые ранние произведения Рогира ван дер Вейдена не сохранились (отдельные исследователи считают ими работы, приписываемые Флемальскому мастеру). Главный мотив творчества Рогира ван дер Вейдена - картины религиозного содержания. Примерами ранних работ может служить "Евангелист Лука, рисующий мадонну".

В 1440-е гг. Рогир создает алтарные триптихи «Благовещение» (центральная часть) и

В 1446—1452 гг. по заказу бургундского канцлера Ролена, одного из самых богатых и могущественных людей того времени, Рогир исполняет полиптих «Страшный суд» для капеллы алтаря госпиталя в Боне (Бургундия), основанного самим Роленом. В 1450-е гг. Рогир создает свои лучшие алтарные композиции: триптих «Алтарь Бладелина»; триптих «Алтарь Св. Колумбы»; триптих «Алтарь Св. Иоанна Крестителя»; триптих «Семь таинств». Для искусства Рогира ван дер Вейдена характерна своеобразная переработка творческих приемов Яна ван Эйка. В своих религиозных композициях, персонажи которых изображены в интерьерах с открывающимися видами на природу или же на условных фонах, Рогир сосредоточивает внимание на изображениях первого плана, не придавая большого значения точной передаче глубины пространства и бытовых деталей обстановки.

Главной целью художника становится передача внутреннего мира человека, его переживаний и душевного состояния. Рогир ван дер Вейден известен как выдающийся портретист. Многие его портреты представляют собой диптихи, составленные из изображения мадонны («Мадонна с младенцем» из диптиха «Филипп де Круа»)

и полуфигуры заказчика Круа («Портрет Филиппа де Круа»).

18 июня 1464 года Рогир Ван дер Вейден скончался.

«Евангелист Лука, рисующий Мадонну»


Святой Лука, рисующий Мадонну (1435-40)

 

Богородица
Образ Мадонны - один из центральных образов во всей западноевропейской живописи. И в работах Рогира он также занимает одно из главных мест. Пронзительный и достоверный образ Богоматери создает художник в картинах "страстного" цикла. Но не менее выразительны и его полотна, где Дева Мария изображена с Младенцем. Обратите внимание на образ "Мадонна и Младенец" (после 1454), помещенный на следующей странице. Мастер не прибегает здесь к "дополнительным" эффектам, дабы подчеркнуть святость Богородицы. Но само Ее лицо излучает неземной свет. Замечательна также и работа "Святой Лука, рисующий Мадонну", 1435-40 (вверху). Предание гласит, что евангелист Лука нарисовал портрет Девы Марии (именно поэтому он и считался всегда покровителем живописцев). Некоторые искусствоведы склонны считать, что в образе святого Луки Рогир изобразил самого себя. Это вполне правдоподобное предположение, поскольку многие художники того времени и в самом деле писали апостола Луку со своей собственной персоны. С общим умиленным (но в то же время и чем-то тревожным) настроением картины гармонирует "заоконный" пейзаж с убегающей вдаль речкой и прозрачным, каким-то "предсумеречным" небом.

, «Снятие с креста»

Снятие со креста (1435-40), Музей Прадо, Мадрид

 

Удивительный по технике письма и духовной глубине, образ Рогира ван дер Вейдена "Снятие со креста" является одним из шедевров нидерландской религиозной живописи. Когда-то "Снятие со креста" было триптихом, но его боковые створки и оригинальная рама, к сожалению, не сохранились до нашего времени, и мы не знаем, что было на них.
Изображая сцену снятия со креста, мастер, стремясь усилить эмоциональное воздействие картины на зрителя, намеренно перегружает ее неглубокое пространство множеством фигур. Кажется, будто действие происходит не на Голгофе, а уже в самой пещере, где похоронили Тело Спасителя. Рыдающие женщины, мертвенно-бледное лицо Богоматери (оно даже бледнее, чем лицо Ее Сына), скорбно-сосредоточенные лица Иосифа Аримафейского и Никодима, тайных ("страха ради иудейска") учеников Иисуса, - все это заставляет вновь и вновь переживать события Великой Пятницы. Тело Христа и фигура теряющей сознание Богородицы образуют основной "узел" композиции, что подчеркивается сходством поз (вплоть до расположения рук).

Полагают, что в плачущей женщине, стоящей позади апостола Иоанна, ван дер Вейден изобразил Марию Клеопову. В Евангелии от Иоанна о ней сказано так: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова и Мария Магдалина". Белый головной платок Марии Клеоповой образует часть белого узора, который, чередуясь с красными пятнами, прослеживается по всей картине. Поскольку белый цвет считается символом чистоты, а красный символизирует страсти Христовы, этот узор приобретает не только композиционное, но и символическое значение.
Краем платка Мария утирает текущие из ее глаз слезы. В соответствии с западной иконографической традицией, установившейся к эпохе Возрождения, Рогир пишет Марию со всей возможной натуралистичностью. Глаза ее распухли от рыданий, лицо покраснело. Платок она держит так, словно не только утирает слезы, но и закрывается им. Так художник показывает нам, что Мария не может смотреть на мертвое Тело Учителя, что это свыше ее сил.
Края картины Рогир оформляет в виде резной деревянной рамы, включая в композицию арбалет. Последняя деталь может иметь отношение к лувенской Гильдии лучников. Многие специалисты считают, что именно эта организация заказала "Снятие со креста" для своей церкви. Все фигуры написаны на ровном "деревянном" фоне. По-видимому, мастер избрал его, чтобы ничто не отвлекало зрителя от основного сюжета.

«Алтарь Иоанна Крестителя»

Алтарь святого Иоанна Крестителя (1455-60)

 

На левой (относительно нашего взгляда) створке этого удивительно изящно исполненного триптиха представлен момент рождения Иоанна Предтечи. На переднем плане зритель видит Богородицу с младенцем Иоанном Крестителем на руках и праведного Захарию, отца святого Иоанна, пишущего на бумажке имя, которым нужно назвать мальчика (Захария онемел, усомнившись в том, что у него, никогда не имевшего детей, почти уже старца, может родиться сын, и вновь обрел дар речи только после того, как нарек ребенка Иоанном). На центральной панели запечатлен момент крещения Иоанном Иисуса Христа. И, наконец, на правой панели триптиха изображена Саломея, держащая па блюде отрубленную голову Иоанна Крестителя.

Подлинность чувства
Счастлив человек, проживший жизнь в согласии с самим собою, в трудах, не бременящих душу. Вдвойне счастлив художник, проживший такую жизнь. И, вероятно, Рогир ван дер Вейден был счастлив именно этим счастьем - счастьем работать на том поле, которое отвел ему Господь. Работать до пота, до блаженной обессиленной улыбки, работать тяжко, но без надсады и сердечной смуты. Возможно ли говорить так о человеке, умершем несколько столетий тому назад и не оставившем нам ни единого "словесного" свидетельства о себе, ни единого клочка бумаги, где было бы написано его рукой: "Да, я был счастлив в этой жизни"? Не слишком ли много берем мы на себя? Может быть, и слишком. Но нам остались картины мастера, отмеченные несомненной подлинностью чувства. А, как ни крути, нельзя случиться такому, чтобы эта "несомненная подлинность" была подневольной, вымученной. Выстраданной - да, пролитой через себя (как воду проливают через уголья, чтобы очистить), но не вымученной. И пусть мы не знаем, что и как говорил о своей прожитой жизни Рогир ван дер Вейден, лежа на смертном одре. Но все его картины - духовное завещание, которое он писал долгие годы.

, триптихи «Семь таинств»

Триптих "Семь таинств" (1450-55), Королевский музей изящных искусств, Антверпен

 

Этот замечательный запрестольный образ историки считают одной из поздних работ Рогира ван дер Вейдена. Сильно затрудняет датировку то, что Жан Шевро, по чьему заказу художник, по всей видимости, и создал триптих, был епископом Турне в течение довольно длительного времени - с 1436 по 1460 год. О том, что запрестольный образ написан именно в годы его епископства, говорят гербы города Турне и самого Жана Шевро, помещенные в верхних углах каждой из трех панелей образа. На центральной панели триптиха изображен распятый Спаситель. Особенного внимания заслуживает здесь фигура Богоматери. Мастер пишет ее ослабевшей и почти теряющей сознание от горя. Если бы ее не поддерживал апостол Иоанн, она не имела бы сил стоять на ногах. Заметьте, что вся сцена помещена не на фоне отвлеченного пейзажа с городом вдалеке, а в интерьере готической церкви, и церкви вполне конкретной. Исследователи творчества Рогира сходятся на том, что это церковь святой Гудулы в Брюсселе (где впоследствии и похоронили Рогира ван дер Вейдена). На центральной панели художник изображает таинство причащения. На боковых панелях проиллюстрированы прочие таинства, известные римско-католической церкви. Слева - таинства крещения, конфирмации, исповеди. Справа - таинства соборования, брака и рукоположения. Отметим, что Рогир был первым живописцем, изобразившим все семь таинств одновременно. До него каждому таинству обыкновенно посвящалась отдельная картина.

Сцены семи образов совершения таинств располагаются в нефах готического собора. Его пространство перспективно едино. Чтобы связать его еще более иллюзорно, художник ввел невероятно смелую деталь— разбил изображение женской фигуры на две створки. Он пренебрег единым масштабом для того, чтобы выделить центральную группу. Отказавшись от условности искусства до ван-эйковского периода, Рогир ощущает необходимость художественной условности при новом, реалистическом, объемно-пространственном методе, так как предмет изображения и тема его имеют здесь символическое содержание. В центральной части алтаря он рисует распятого Христа с предстоящими. Лишившуюся чувств богоматерь поддерживает Иоанн. У креста поникли три скорбные фигуры: слева на коленях Мария Саломея, справа—Мария Алфейская, позади креста—Мария Магдалина. В глубине у алтаря церкви священник совершает таинство евхаристии. Рогир дает не символическое обозначение таинства, а представляет совершение обряда священнослужителем в окружении группы людей. В левой створке за сценой крещения следует конфирмация, где можно заметить епископа Шевро, далее— осуществление таинства исповеди. Над каждой группой парит ангел, цвет одежд которого соответствует символическому цвету данного священнодействия. В правой створке изображены от края в глубину сцена последнего причастия, обручение и посвящение в священнический сан.

Таким образом, Рогир дает визуальное и символическое свидетельство тому, как в лоне церкви совершаются полные важного смысла для человека духовные обряды. Все наблюденное им подчиняется выражению духовной эмоциональной жизни. Огромное значение в этом подчинении имеет в триптихе архитектурное пространство, наполненное светом. Редко кто из художников того! времени смог так глубоко понять одухотворенность готического собора, как это сделал Рогир. Рисуя мельчайшие детали конструкции, он стремился выявить строгую стройность и величавую возвышенность архитектурных форм, более того, соотнести их образный строй с торжественно значительным душевным переживанием людей. И полностью достигает цели. Эта подчиненность архитектуре всей композиции бросается в глаза даже благодаря формату триптиха, соответствующего в своих частях разной высоте нефов готического храма. Чистый локальный цвет утрачивает в известной мере у него способность материальной характеристики фактуры, формы, предмета, вещи, ткани повинуясь иной цели, которую преследует художник. Сочетания холодных и теплых локальных пятен цвета образуют у Рогира эмоционально выразительные созвучия, подвластные основному настроению картины. Причем художник с необычайной чуткостью и точностью распределяет их динамически и ритмически в ком позиции картины. Группа предстоящих у креста как бы образуе круг. Двум пятнам интенсивного красного цвета одежд Иоанн и Марии Алфейской противопоставлены холодные синие, фиоле товые и зеленые тона одежд Марии Саломеи и Марии Магдалины Причем оказывается чрезвычайно интересным тот факт, что Роги использует цвет и его сочетания для передачи разной степен драматического накала отдельного образа. Так, яркий желтый цвет в сопряжении с красным в одеждах Марии Алфейской звучит словно выкрик боли, усугубляя и усиливая выражение ее глубокого страдания, переданного неожиданно трудным разворотом и сложным нервным силуэтным абрисом фигуры. Мучительно тягостное переживание Марии Магдалины усиливается от сопоставления холодных тонов зеленого, белого и фиолетового цвета.

В художественном воплощении каждого отдельного образа огромную роль начинает играть линеарно пластическая структурная схема, приобретающая характер отточенной графической формулы. В ней сохраняется доподлинность истинного чувства, живого человеческого переживания и в то же время допускается его чрезмерность. Вот этот избыток, преднамеренное допущение крайности проявления чувства (то, что мы называем теперь экспрессией) было открытием Рогира. В этом зрительном воплощении переживания он стремится отметить не красоту его или возвышенную одухотворенность, а острую выразительность. С этой целью он схватывает не конечное, если можно так выразиться, состояние мимики, пластики, а неожиданно острое, переходное. Он пытается нащупать временную краткость проявления отдельного чувства, но вместе с тем сохранить его полноту. Примером опять может служить образ Марии Алфейской. Ее фигура полна сложного движения. Стоя на правом колене, она отворачивается вправо, левой рукой держась за сердце, а правой — утирая слезы. В графически пластическом обозначении ее чувства Рогир дает почувствовать и как бы определенный момент и острую выразительность полноты горя вообще.

Триптих «Семь таинств» является одним из наиболее спиритуалистических созданий Рогира ван дер Вейдена, но вместе с тем и более философски значительных.

В этом же зале находится другая работа Рогира — портрет Филиппа де Крои, сеньора де Семпи, о чем говорит надпись на оборотной стороне картины. Так как портретируемый назывался сеньором де Семпи с 1459 года до 1 октября 1460 года, что известно из документов, то портрет мог быть написан лишь в эти годы. Он представляет собой часть диптиха, вторая половина которого с изображением святой девы находится в собрании Ханингтон в Нью-Йорке. Возможно, именно Рогиру принадлежит идея создания такого рода портретов, в которых человек раскрывает свои чувства, созерцая образ богоматери. Портрет поражает глубокой характеристикой модели, несмотря на кажущуюся внешнюю сдержанность.

 

http://www.medievalmuseum.ru/03painting/medieval_painting_rogier_van_der_weyden.htm