Робер Кампен (ок. 1378 — 26 апреля 1444).

Робер Кампен (нидерл. Robert Campin; ок. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский живописец, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи.

Манера письма[править | править вики-текст]

Являясь современником миниатюристов, работавших над иллюминацией рукописей, Кампен, тем не менее, смог достигнуть такого уровня реалистичности и наблюдательности, как никакой другой живописец до него. Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи.

Основоположник Северного Возрождения[править | править вики-текст]

Портрет мужчины в красном тюрбане,Лондонская национальная галерея

Искусствоведы давно пытались найти истоки Северного Возрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившим эту манеру. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. Но к концу XIX века стало ясно, что ван Эйку предшествовал ещё один художник, кисти которого принадлежит триптих с Благовещеньем, ранее принадлежавший графине Мероде (т. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Было предположено, что обе эти работы принадлежат руке Флемальского мастера, личность которого в то время ещё не была установлена.

Поиск имени[править | править вики-текст]

В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г.

Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в1427 году. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. В единственном дошедшем до наших дней триптихе Даре прослеживаются схожие черты с работами Флемальского мастера. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена. Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда ему не было и тридцати. Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена.

Отличие от ван дер Вейдена[править | править вики-текст]

Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов.

Перечислите и охарактеризуйте основные сюжеты в творчестве Кампена.

Робер Кампен

Нидерландский живописец Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения . Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. В период с 1418 по 1432 год Кампен руководил в Турне художественной мастерской, в которой среди прочих учились выдающиеся нидерландские живописцы Рогир ван дер Вейден и Жак Даре. Кроме того, исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником – Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. В эпоху соперничества между бургундским герцогством и французским королевством Кампен выступал на стороне последнего, за что неоднократно подвергался судебным преследованиям. Скончался Кампен в 1444 году в Турне.

Изучение художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, что нет ни одной картины, где бы имелась его подпись. В соответствии с принципами работы в средневековых художественных мастерских, живописец, как правило, лишь намечал композицию картины, прорисовывал лица, а остальное заканчивали его ученики. К тому же с картин часто делалось несколько копий, принадлежавших как руке самого мастера, так и учеников. Таким образом, атрибуция всех произведений, приписываемых в настоящий момент Кампену, спорна. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица"; "Дева Мария с младенцем"; "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке).

Робер Кампен стоит у истоков так называемых "фламандских примитивов". Его художественную манеру отличает реалистичность в изображении персонажей и деталей интерьера. В живописи Робера Кампена бытовые подробности заслоняют или полностью вытесняют прежде характерные для полотен религиозной тематики атрибуты: на его картинах отсутствует золотой фон, а также нет ореолов над святыми.

Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины. Умер художник в 1444г.

 

Портрет мужчины. 1400-10

Святая Троица. 1410

Святая Вероника. 1410

Распятие раскаявшигося вора. 1410

Триптих "Захоронение". 1410-20

Мадонна с Младенцем. 1410

Рождество. 1420

Благовещение. 1420

Благословение Иисуса Христа и молитва Богородицы. 1424

Мадонна на поросшем травой склоне. 1425

Алтарь Merode. 1427

Замужество Марии. 1428

Благовещение. 1430

Портрет женщины. 1430

Мадонна с Младенцем. 1430

Портрет мужчины. 1430

Мадонна у камина с Младенцем. 1433-35

Святая Троица. 1433-35

Триптих Генриха фон Верла (левое крыло). 1438

Триптих Генриха фон Верла (право

Робер Кампен, один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов.
Подлинный облик художника выявился лишь в XX веке в результате исследовательской работы нескольких поколений ученых. К началу этого столетия стал известен ряд интересных и своеобразных живописных произведений второй четверти XV века, исполненных в Нидерландах. Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Авторство их, однако, не могло быть с убедительностью приписано ни одному из известных к тому времени живописцев. Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа).
В то же время многие старинные документы первой половины XV века содержали достаточно частые упоминания о видном художнике Робере Кампене, правда, не указывая при этом его работ. Была выдвинута гипотеза, что именно ему принадлежит большая часть этих анонимных произведений. Дальнейшие разыскания и кропотливый стилистический анализ привели к тому, что ныне эта гипотеза принята большинством современных искусствоведов.
Изучение творчества Кампена продолжается вплоть до нашего времени. В последние годы, благодаря новым исследовательским технологиям в области живописи, в корпусе произведений, приписываемых художнику, произошли некоторые изменения. Так, считавшиеся ранее безусловными работами Кампена картины 'Мадонна с Младенцем' у камина из Национальной галереи Лондона и 'Алтарь Мероде' нью-йоркского Музея Метрополитен, теперь относят к произведениям, исполненным последователями мастера.



Алтарь Мероде, общий вид, центральная часть, Благовещение, правая створка, Иосиф в мастерской, левая створка, Коленопреклоненные донаторы, 1425-1430, Музей Метрополитен

В центральной части алтаря изображена сцена Благовещения, происходящая в бюргерской гостиной. На правой створке зритель видит соседнюю комнату, в которой работает муж Марии плотник Иосиф; на левой — дворик дома и в нем коленопреклоненные фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого семейства Ингельбрехтс. Дева Мария и архангел Гавриил ничем не выделяются среди действующих лиц: небесный вестник, которому, конечно же, любые стены и запоры не препятствие, входит в комнату через дверь; супруги Ингельбрехтс и работающий Иосиф предстают такими же торжественно-серьезными, как и молящаяся Мария. Вместе с тем неравнозначность персонажей подчеркнута очень тонко, и сделано это именно композиционно-пространственными средствами. Комната Марии как место совершения таинства отделена и от соседних помещений, и от всего земного мира. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Косой поток света вливается в круглое оконце; его лучи несут с собой крохотную фигурку Младенца с крестом — так художник пытается рассказать о грядущем пришествии Спасителя в мир.