Взаимоотношения производителей и потребителей. Защита прав потребителей.

В разделе 9.1 рассматриваются взаимоотношения производителей и потребителей на рынке товаров. В процессе этих взаимоотношений происходит согласование интересов обеих сторон, в результате чего потребитель удовлетворяет свои потребности в товаре (услуге), а производитель получает прибыль.
Решающую роль в согласовании интересов производителей и потребителей, в том числе и в отношении качества продукции, играет маркетинг. "Управление качеством начинается и заканчивается маркетингом" (К. Исикава). На ведущих предприятиях служба маркетинга и служба качества дополняют друг друга, обеспечивая планирование требуемого качества продукции и претворение этих планов в жизнь. Задачей современного маркетинга является не только выявление и удовлетворение имеющихся на рынке потребностей, но и формирование новых, нужных производителю потребностей, т. е. влияние на рынок. Важной задачей является также обеспечение эффективного продвижения товаров к потребителям.
Определяющим условием свободных взаимоотношений производителя и потребителя является их суверенитет. Суверенитет производителя - право выбора вида деятельности, форм и способов осуществления этой деятельности. Суверенитет потребителя - право и реальная возможность приобретения нужного товара, свобода выбора продавца, места, времени и других условий покупки.
Вместе с тем, суверенитет и свобода взаимоотношений производителя и потребителя на рынке связаны со столкновением их интересов. С целью согласования этих интересов, часто противоположных, государство осуществляет законодательное регулирование взаимоотношений сторон, а также регламентирование деятельности производителей.
Одним из аспектов регулирования взаимоотношений производителей и потребителей по вопросам качества продукции является законодательная защита прав потребителей. Основным регламентирующим документом в этой деятельности является закон РФ "О защите прав потребителей", дополненный другими нормативными актами.
В разделе 9.2 рассматриваются основные положения закона, на которых основывается деятельность по защите прав потребителей, государственные органы, осуществляющие эту деятельность, роль общественных организаций потребителей в защите их прав.